Ключ от всех дверей

«Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями».           

Пророк Мухаммад

Социальная политика не может не отражать актуальные идеологические установки, ценностные  ориентации общества. Тем не менее, вопросы религии и нравственности в текущей политической практике часто остаются за бортом, как излишне «общие» и «расплывчатые». Мало кто вообще понимает, что фактор веры не исчерпывается формальной принадлежностью к той или иной конфессии. Но сегодня ясно одно: личность, творящая  историю, и религия, которую эта личность исповедует, не могут быть отделены друг от друга только потому, что наше государственное устройство имеет светский характер.

Кажется, вся история вела человека к тому, чтобы он признал универсальной ценностью самого себя – человека. Но сколько бы людей не прониклось идеями гуманизма, ещё больше тех, кто продолжают гибнуть в бессмысленных конфликтах по всему земному шару – а ведь это наиболее объективный показатель того, как «ценится» человеческая жизнь в наше «гуманное» время.

Недавние события на юге Кыргызстана вынуждают признать:  не все из нас хотят стабильности. И не все разделяют те ценности, какие принято считать универсальными. А вот вера нужна если не всем, то многим. Ведь если отдельный гражданин разочаровывается в своих правителях, в будущем,  предназначенной для его жизни, страны, наконец, в себе самом, его глаза неизбежно обращаются к небу. Это ещё не вера – только желание верить. Такой человек, понятное дело, особенно подвержен внушению и идеологической «накачке». Если говорить об исламе – религии, укоренённой в самой культуре Кыргызстана – то какой вероучитель, проповедник успеет первым завладеть разумом конкретного индивида, такие плоды мы и получим от  повседневной деятельности последнего. Факт межэтнической розни в сообществе единоверцев говорит о том, что сфера религии – отнюдь не тихая лагуна, где можно укрыться от штормов социальной неразберихи, а такое же поле боя. Только ведут эту борьбу не богатые и бедные, не кыргызы и узбеки, а Добро и Зло.

Могут ли нравственные нормы ислама стать основой для торможения конфликтов – с этим вопросом мы обратились к директору научно-аналитического исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыру Маликову. Эксперт отмечает, что теоретически в исламе есть все механизмы по недопущению межэтнических и прочих столкновений, но вся проблема сводится к банальному, в общем-то, факту:

— К сожалению, ислам у нас практикуется больше в культово-обрядовой форме: пятикратный намаз, посещение мечети и т.д. На этом верующий человек часто и останавливается. Нельзя говорить об исламе вообще, показывая на сегодняшних верующих: мусульманин и ислам сегодня – это две разные вещи. Каждый интерпретирует религию по-своему. Верующие на юге Кыргызстана убивали друг друга и этим нарушали одно из главных правил своей религии, ведь известно, что  национализм с исламской точки зрения является великим грехом.

Как ни странно, в настоящее время можно провести чёткую параллель между кыргызстанским обществом и ситуацией на Аравийском полуострове до принятия ислама (начало первого  тысячелетия): политическая нестабильность, вражда племён, правило «поддержи своего брата по крови, будь он тираном, будь он угнетённым» — классическая этика трайбализма. Что же сплотило арабов и дало им силы для образования величайшего средневекового государства? Говорит Кадыр Маликов:

— Ислам пришёл как лечение и излечил общество: распространение ислама дало большой культурный толчок – небывалых высот достигли науки и искусства, установилась социальная справедливость. Сейчас мы наблюдаем откат, кризис в душе верующего: пользуясь метафорой, он знает, что ислам является ключом, но не знает, как этим ключом открыть дверь. Представление об исламе прошло в Кыргызстане через призму средневековья. То есть подразумевается, что это тормоз на пути развития, невежество, жестокость, феодализм. Такое восприятие есть, но оно не соответствует глубинному смыслу этой религии: с  исламской точки зрения, перед Богом все равны и каждый может найти к Нему дорогу. Важно помнить, что  «ислам» — синоним слов «мир» и «безопасность».

Что же помогло арабам? Что, если мы находимся сейчас в той же ситуации, может помочь нам? По мнению эксперта, все благие начинания сводятся к трём пунктам:

1) обретение духовного стержня, личностного закала; политика должна уйти на второй план, ибо в основе всех социальных явлений – личность;                                         

2) развитие образования – в том числе (далеко не в последнюю очередь!) светского;

3) восстановление нравственности и здоровых отношений на всех уровнях социальной жизни: начиная с семейного.

Антиисламский характер межэтнических столкновений подчёркивает отрывок официального заявления, сделанного Духовным Управлением Мусульман Кыргызстана на собственной Интернет-странице 1 декабря: «Согласно истории Ислама, когда пророк Мухаммад, мир ему, переселился в Медину, первым делом он побратал Мекканцев (мухаджиры) с местными жителями (ансары). Не было племенной фанатичной приверженности. Теперь каждый мухаджир имел среди ансаров своего духовного брата-родственника. Исламский шариат не терпит национализма и в очень строгой форме осуждает его. Все религиозные постулаты из Священого Корана и высказываний пророка Мухаммада, мир ему, порицают не только национализм, а любой вид разделений приводящих к смутам».

Того же мнения придерживаются и простые приверженцы ислама. Дильмурад Умаров – уроженец города Ош, студент 5 курса факультета международных отношений КРСУ. Вот что говорит он: «В Исламе  уделяется большое внимание недопущению конфликта — будь это конфликт между мусульманами или между людьми вообще.  В Коране есть много аятов, где говорится о том, что  человеческая душа – лучшее творение Творца, вознесенное Его волею  над всеми и вся. И убийство одного человека приравнивается к уничтожению всего человечества».

Религиозный фактор – как воздух: все им дышат, но никто не замечает. Между тем, существует реальная опасность возобладания экстремистской идеологии в нашем обществе именно на почве религии. Кадыр Маликов считает, что если в Кыргызстане не появится авторитетных сил, способных защитить интересы верующих и умеренный ислам на парламентском и правительственном уровне, сознание верующих захватят лозунги радикального ислама. Своя нравственная модель имеется и у Хизб ут-Тахрира. Социальная справедливость. Прозрачная экономика. Исламское единство – не на словах а на деле: войдя в силу, экстремисты сделают всё, чтобы примирить кыргызов и узбеков, а затем направить освободившуюся энергию верующих на свержение светского режима. О печальных  последствиях, к которым всё это может привести, можно только догадываться.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

Обозреватель  POLIT.KG

Читайте также: