Не будем развивать школу – придется строить тюрьмы

Несмотря на то, что русский язык в Кыргызской Республике имеет конституционный статус официального языка,  учебники для русских школ в стране практически не издаются. Как не издаются они и для школ с узбекским языком обучения. Тяжелая ситуация и с кадрами —  молодые специалисты не спешат идти в школу, сказывается низкий престиж и не уверенность в завтрашнем дне. Какую картину мы имеем в средних учебных заведениях? Есть ли будущее у русского языка в южном регионе?

 

Школа «выживания»

В Жалалал-Абадской области на сегодня насчитывается 470 школ, из них с русским языком обучения 11 школ, с узбекским языком обучения 39 школ, с кыргызским языком обучения 344 школ, смешанные школы с кыргызким и русским языком обучения — 34, кыргызко-узбекские – 26, узбекско-русские 10, кыргызко-узбекско-русские — 6 школы.

К сожалению, у государства практически нет  средств для должного содержания средней школы и ее персонала. Выделяемые деньги используются не эффективно. Даже ремонтные работы в школах проводятся в большей мере на деньги, собранные с родителей.

В Жалал-Абадской области во всех школах без исключения катастрофически не хватает учебников. По ряду дисциплин учебники в стране вообще не издаются, а  содержание тех, которые каким-то образом попали на школьные парты, не отвечает идеологическим и нормативным требованиям. Все учителя соглашаются, что лучший вариант — это когда Министерство образования само займется изданием  учебников, исходя из местных условий (к примеру, когда в учебниках описываются красоты Тянь-Шаня, а не только Сибири или казахских степей). Но наше министерство за последние годы практически ничего не  сделало  ни в  издании отечественных образцов, ни в  лоббировании  интересов учителей.

«Учебники должны соответствовать количеству учеников в классе, но их не всегда хватает,  — вздыхает Турдубаева Гулькаир Качкынбаевна завуч начальных классов русскоязычной СШ №3 города Жалал-Абад.  —  Русскоязычные классы нужны, но  открытие дополнительных классов с русским языком обучения наталкивается на отсутствие специалистов, педагогов просто нет, молодежь неохотно идет делать карьеру в школах. Ведь 1500 сомов в виде оплаты труда —  это не самая заманчивая перспектива, легче уехать в Россию».

Поэтому в школах области работают люди предпенсионного или пенсионного возраста. Молодых кадров мало, если они и есть, то не всегда отвечают высоким профессиональным требованиям. «В начале текущего учебного года, в результате июньских событий из школы ушло около 400 детей.  Зачислено 170. Сегодня у нас учатся 843 школьника,  притом что здание рассчитано на максимум 460 учащихся, — продолжает Турдубаева.  – Мы обеспечены учебной литературой на 70%,  большинство из имеющихся учебников сильно изношены. В начальных классах приходится больше времени уделять деткам, потому что большинство из них в дошкольные учреждения не ходили и соответственно не подготовлены. К тому же в Жалал-Абадском ГУ перестали выпускать специалистов для дошкольных учреждений, и мы это сразу почувствовали, у нас же все взаимосвязано».

На область с миллионным населением приходится 147 дошкольных учреждений, из них 103 сельские и всего 44 городские. Но при этом детские учреждения обслуживают 13427 детей, секрет в подсчетах заключается в том, что детские сады перегружены, особенно в городах. По области на один детский сад приходится по 91 ребенку. При этом потребность в них высокая, что обусловлено закрытием многих учреждений в 90-е годы, к примеру, с легкой руки местных властей на месте детских садов в городе Жалал-Абаде функционируют областное представительство Министерства юстиции, областное управление главного разведывательного управления Министерства обороны, учебный корпус Жалал-Абадского государственного университета, склады и прочее.

 

Я русский бы выучил! Только по каким учебникам?

В областном отделе народного образования отметили, что  в начале этого  учебного года в области наблюдался большой   переход  детей из узбекских и кыргызских школ в русскоязычные классы. К примеру, в средней школе имени Алыкулова, что в селе Базар-Коргон,  приняли шесть классов с русским языком обучения вместо запланированных трех! Как говорят сами педагоги – «открыли бы больше, но нет специалистов и учебников». Такая картина просматривалась практически в большинстве школ региона.

За последние годы увеличился отток населения с сел в города, сегодня в однотипной школе села обучается в среднем 350 человек, такая же школа в городе работает по пять смен. Как отметили в городском отделе образования, учебный процесс построен по российской программе, это единственное разумное решение, так как любая программа выстраивается по учебникам, а учебники у нас в основном советские и российские. Во всех русских школах обеспеченность учебниками максимум 65-70%. Учебники изданы в 80х-90х годах прошлого века, они физически и морально устарели. Отсутствуют хрестоматии, нет художественной литературы по программам, методических пособий для учителей. В школах по многим предметам нет дидактических материалов, технические средства обучения устарели или их попросту нет, оставшиеся после развала Советского Союза пришли в полную не годность. В Жалал-Абадских школах на уроках географии ученики с середины 90х годов перестали элементарно проводить гидрометеорологические изучения!

В рамках государственной программы поддержки соотечественников за рубежом ежегодно в республику поступают из Российской Федерации учебники по литературе, географии, истории, математике и иным дисциплинам. Но в основном они оседают на Севере страны, где проживает «основная доля российских соотечественников». Инициативу на себя порой берут и неправительственные организации. Жалал-Абадская ассоциация «Славянская диаспора» — региональная организация российских соотечественников на Юге Кыргызстана. В 2009 году администрация Курганской области отправила в Жалал-Абад ассоциации «Славянская диаспора» учебно-методическую литературу, для изучения различных предметов школьной программы, книги по истории, а для воскресной школы храма Успенья Божьей Матери православную литературу. Груз весом 110- килограммов включал 233 наименования. К сожалению, весь декабрь 2009 года груз так и простоял на границе, Таможенная служба и департамент социального обеспечения при Правительстве Кыргызской Республики почему-то признали груз не гуманитарным, а коммерческим со всеми вытекающими последствиями. После подобных примеров у неправительственных организаций отбивается желание содействовать средним учебным заведениям.

Яркий пример развития русского языка силами учителей — это средняя школа имени Макаренко в Базар-Коргонском районе. Коллектив школы в 2009 году добился помощи от генерального консульства Российской Федерации в городе Оше в размере 1000 штук единиц книг и учебных пособий. В том же году школа проводила масленицу и прочие фестивали, связанные с развитием русского языка в регионе. Широко разрекламированный Фонд «Русский Мир» в южном регионе практически не работает, ограничив свою деятельность севером страны. Между тем русский язык стремительно теряет свои позиции именно на юге. Работа идет только за счет энтузиастов. Само учительство как класс варится в собственном соку. Нет интенсивных курсов повышения квалификации за границей, или хотя бы в столице.

Русский язык играет огромную роль в регионе.  По данным областного управления труда, занятости и миграции населения из региона за прошедший 2010 год выехало (внешняя миграция) более 73 тысяч жителей преимущественно в Российскую Федерацию. Это 7% населения области или почти 1/5 часть трудоспособного населения.  Между тем данные официальные цифры не точные, как правило, сотрудники миграционной службы собирают свои данные по представлению работников аильных округов, зачастую  показатели, по словам самих работников первичного звена, занижены в несколько раз. К тому же при подсчете миллионного жителя области не было учтено, что большинство жителей, выехавших на заработки, уже получили гражданство России.

В школах дети при разговоре честно делились планами на будущее, многие связывают свое будущее с трудоустройством в России, этим они мотивируют изучение русского языка. После прошедших событий на юге страны Министерство образования КР в учебную программу в плане укрепления межэтнических отношений ничего не внесло. Учителя на местах сами придумывают и проводят по своему  усмотрению  внеклассные чтения,  или же классные часы посвящают интернационализму и дружбе народов. В большинстве случаев  педагогический коллектив просто возрождает советские элементы в интернациональном  воспитании. На эти цели  ни из местного, ни из республиканского бюджета не выделено ни копейки.

 

Заграница нам поможет?

В минувшие годы из школ из-за программы модернизации образования «КУРИККУЛУМ» Азиатского Банка Развития и Министерства образования КР ушли те немногие молодые специалисты, которые были. Данная программа по плану бывшего министра Болжуровой по идее должна была качественно изменить систему, обновить содержание учебных программ. Предусматривалось  сокращение учебных часов по гуманитарным дисциплинам, но при этом количество тем оставалось прежним. Благодаря данной «модернизации» были сокращены учебные часы, что привело к оттоку молодых специалистов – им просто не хватило  часов для получения даже   скудной зарплаты. Меж тем АБР выделило для этих целей 21 миллион долларов США, а сама программа работала с 2007 года по 2010 год.

В области в школах так же работает инициативная группа по проекту ЮСАИД «создание благоприятной обстановки в школах Жалал-Абадской области в посткризисный период». Есть проект «Safethechildren»,  финансируемый ЮСАИД,  «Жашттарды жана жааматтарды биримдикке алып келуу» —  по ней ведется плодотворная работа. А государственные органы молчат. Ни Ассамблея народов Кыргызстана, ни  иные органы даже не обратили внимания  на межнациональный вопрос в средних учебных заведениях!

Государство еще так и не поняло, что система образования нуждается в серьезном внимании, прежде всего, в привлечении новых кадров, в инвестициях в образование, которое даст  результаты в перспективе. Международные проекты и программы в сфере образования не всегда в полной мере отвечают интересам страны. А увлекшись финансовым аспектом, чиновники зачастую забывают о самой сути образования.

«Отечественное образование должно быть в едином образовательном пространстве всех  стран  СНГ. Русский язык является основой кыргызской государственности и соответственно страна должна обеспечить все необходимые условия для ее развития, ведь основная часть населения трудоустроена в странах СНГ, а значит, к русскому языку был, есть,  и будут интерес со стороны населения,  — уверен Сырымбетов Асылбек,  долгое время проработавший в должности директора школ в Баткене и Жалал-Абаде.  – Самое ужасное, что престиж сельского учителя понизился, и в этом виновато государство. Передавать опыт не кому, молодых специалистов слишком мало, при таком раскладе школы через пять лет столкнуться с суровым дефицитом кадров».

 

Что заботит  учителя?

Как живет и в каких условиях работает учитель в Жалалабадской области? В школах холодно, условий для качественной работы нет, низкая заработная плата, вечное давление со стороны местных администраций. Среднестатистический учитель не всегда с широким кругозором, заработная плата не позволяет ему купить компьютер, оргтехнику, заглядывать в интернет –  то есть  быть в курсе всех событий и новаций в образовательной сфере, искать дополнительные учебные пособия, просто интеллектуально развиваться. Поэтому львиная доля учителей  учат детей  по схеме «читать и пересказывать», а дети ведь должны еще  заниматься творчеством, писать  сочинения.

Интересы государства в школах разбавляют международные организации. К примеру, в  книгах, изданных на деньги Фонда «Сороса», не всегда говорится о том,   что СССР победил в Великой Отечественной Войне, а Юрий Гагарин наш первый космонавт. Причем,  данные книги одобрены Министерством образования КР.

Наши политики и государственные деятели пытаются улучшить положение учителей, закладывают в бюджет повышение заработной платы для учителей. Но делается это под давлением со стороны самого учительства. Вот  в первых числах марта педагогический коллектив школ Базар-Коргонского и Сузакского района Жалал-Абадской области наметили бессрочный митинг. Требования  учителей  не сложные:

1.) увеличить заработную плату;

2.) снизить нагрузку на одну учительскую ставку:  14  учебных часов  для начальных классов и  16 —  старших классов;

3.) классное руководство причислить к 1 окладу;

4.) ответить на вопрос: куда уходят профсоюзные отчисления?;

5.) обеспечить учителей курсами повышения квалификации;

6.) аильным округам обеспечить земельными наделами школы для привлечения молодых специалистов;

7.) предусмотреть «подъемные» для молодых кадров;

Профсоюз работников образования, по мнению самих учителей,  не справляется со своими обязанностями. Скорее всего, учителя  просто выйдут из него  или создадут независимые профсоюзы.

Положение учителей  зависит от местных властей и руководителей образовательных учреждений. К примеру, в Ноокенском районе глава РайОНО Шеров Орозбай Шабданович не дает местным властям пользоваться финансовыми средствами, предусмотренными местным бюджетом. Благодаря грамотному менеджменту ноокенские учителя получают командировочные расходы, выезжают на курсы повышения квалификации, молодые специалисты получают хорошие подъемные. Школам оказывается помощь в оснащении компьютерной техникой, некоторые  даже подключены к  интернету, по итогам олимпиад отличившиеся учителя получают возможность отдохнуть на берегу Иссык-Куля.  В школе имени Боконбаева даже открыли музей. И все это за счет спонсорской помощи, местного бюджета и профсоюзных выплат. Причем, в иных районах и городах профсоюзные выплаты доходят до 350 сомов, а в Ноокенском районе всего 50 сомов.

 

Эпилог:

В Кыргызстане выросло поколение молодежи,  не знакомое с советской образовательной системой.  В военных комиссариатах удивляются: половина призывников не умеет читать и писать! В университетах студенты с трудом воспринимают материал.  Это значит,  что государство растит  невежественных специалистов. Уровень грамотности населения скоро будет равнозначен началу 30х годов прошлого столетия. А тут еще политические и государственные деятели муссируют вопрос о переходе киргизского языка с кириллицы на латиницу.

Предел прочности средних учебных заведений иссякает. Последние двадцать лет образовательная система в целом двигалась по инерции, расходуя  советский потенциал. Что будет через десять лет? Учителя уверены – если ничего не менять, то падение образовательной системы страны неизбежно!

 В конце 19 века Отто фон Бисмарк подчеркивал «если сегодня не строить школы, то завтра придется строить тюрьмы», а когда Пруссия выиграла Франко-прусскую войну, он же неустанно твердил:  «эту войну победил немецкий учитель».

Эсен Шишкараев

 

 

Читайте также: