Рост экономики – лучшая гарантия стабильности

Одна из основных причин межнациональных конфликтов и социальных революций – это бедность населения. Одними призывами к миру и дружбе ситуацию на юге республики не поправить. Нужно возрождать экономику,  создавать новые производства, новые рабочие места. Как Жалал-Абад решает эти задачи?

Вице-мэр  Жалал-Абада Абдималик Элеманов отвечает  на вопросы корреспондента POLIT.KG

— Абдималик Исмаилович, насколько  местное население доверяет администрации города? В начале февраля в интернет просочилась информация о выделении администрации города внебюджетных 100 тысяч долларов США и 10 миллионов сомов для решения задач во время июньских беспорядков. На что потрачены деньги?

— Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что народ должен доверять властным структурам, смело идти для получения разъяснений по возникающим вопросам, требовать своевременного решения местных проблем.

По поводу выделенных финансовых ресурсов. В  газете «Жалал-Абад Уну» от 14 февраля этого года я подробно разъяснил, на какие цели мэрия использовала эти ресурсы. Начнем с самого начала. Временное правительство Кыргызской Республики, учитывая сложившееся тяжелое положение в городе, выделило мэрии 100 тысяч долларов США (распоряжение Временного правительства за №341 от 13 мая 2010 года). Далее, согласно распоряжению Временного правительства выдано по акту за №441 от 12 июня 2010 года мэрии города Жалал-Абад заведующей РОК 2 Арзиматовой Зинатхан и мэру города Жеенбекову Максатбеку 100 тысяч долларов США. Вы прекрасно знаете, что город два раза пережил беспорядки на межнациональной почве — это 19 мая и 12 июня. В городе были расквартированы более 1000 сотрудников силовых структур, на нас возложили обязанности по обеспечению силовиков продуктами питания, местом дислокации и топливом. Ни рынки, ни иные торговые точки или заправочные станции не работали. Одновременно с этим мэрия обеспечивала горячим питанием и хлебом около 50 тысяч потерпевших, которые находились в больницах, детских домах, общежитиях и муниципальных объектах. Вдобавок, именно мэрия города организовала и обеспечивала народных дружинников для помощи правоохранительным органам.

Также нами приобретено  два пассажирских автомобиля марки «Мерседес-Бенц», на что ушло 20 тысяч долларов.  УВД выделено 1 миллион 413 сомов под ответственность начальника финансового отдела Абдыкапара Маткасымова;  руководителю Жалал-Абадского автовокзала Азамат Эшматову выделено 90 тысяч сомов для отправки обратно в Бишкек народных дружинников, приехавших с северных регионов страны. Для обеспечения горячего питания государственным и частным организациям выделено 39 тысяч сомов, 40 тысяч 700 сомов ушло на поддержку силовых органов. Ну и 30 тысяч долларов, 743 тысячи сомов  потрачено для стабилизации общественного порядка.

Также 1 миллион сомов выделено близлежащим районам, но это уже не наша инициатива —  было постановление  областной государственной администрации о выделении этой суммы денег Сузакскому, Базар-Коргонскому и Ноокенскому району, где тоже ситуация была сложной. В любом случае,  мы открыты к отчету о проделанной работе и можем ответить за каждый сом.

— Хорошо, с этим разобрались. Какова сегодня обстановка в городе?

— В первую очередь необходимо, чтобы население доверяло органам власти, а для этого нужно работать. Мы уже вот полгода работаем без ограничений, принимаем всех желающих, работаем порой по выходным и  рассчитываем на понимание со стороны горожан. Думаю, и бюрократии стало меньше.

Транспортные линии города обеспечены муниципальными автобусами: всего 16 автобусов, стоимость проезда 5 сомов, а дети и льготники ездят  бесплатно.  Частников невозможно заставить работать при чрезвычайных происшествиях, когда надо перевозить жителей и пострадавших. Владельцы частного транспорта,  работавшие  по патентам,  во времена волнений просто уходят домой. А новый муниципальный транспорт при возникновении необходимости будет задействован на мероприятиях по гражданской обороне или форс-мажорных моментах. Также приобретено 2 автомашины для вывоза мусора.

Работаем с инвесторами, для обеспечения необходимых условий для  инвесторов требуем от соответствующих служб содействия в этих вопросах. Чтобы инвестор ощущал свою значимость и защищенность. Чтобы люди не боялись вкладывать свои деньги в экономику города, чтобы   появлялись новые рабочие места.

— Какие международные организации оказывают помощь городу?

— Конечно, мы сотрудничаем со многими. Международные организации нам оказывают  действенную помощь. На данный момент мы договорились с ЮСАИД о финансировании уличного освещения на 9 миллионов 235 тысяч сомов, из-за беспорядков достаточное освещение есть только на центральных улицах города. При помощи ЮСАИД мы планируем обновить фонарные столбы, сделать улицы города светлее, облагородить город.

На 7,5 миллионов евро планируем основательно улучшить состояние городского водоканала, это нам Европейский Банк Развития помогает.

Рассчитываем  построить  12 многоквартирных  домов, из них 8  уже утверждены, так же один из домов мы хотим сделать специально для инвалидов – здесь будут  парикмахерская, столовая и магазины на первом этаже, плюс лифт для людей с ограниченными возможностями.

 Работаем над созданием  муниципальной пекарни, которая должна работать бесперебойно и давать продукцию высокого качества по доступной цене. А то при чрезвычайных происшествиях город и окраины всегда остается без хлеба, а нужно ведь обеспечить 100 тысячное население хлебом по доступной цене. Частный сектор с этой задачей не справился, в итоге почти на две недели без хлеба остались жители города. Нужен, очень нужен муниципальный рынок! Так как мы не можем регулировать ценовую политику в регионе, а на нашем рынке мы сможем многое…

— К примеру, все рынки региона в частных руках, а на муниципальном рынке можно будет организовать торговлю непосредственно фермерам области и таким образом сбить цены.

— Вот именно, ведь перекупщики много чего портят. Порой цены на муку завышены в разы и это плохо. Я уже не говорю о сельскохозяйственных продуктах, которые приобретаются за гроши и реализуются по высоким ценам. Нужна здоровая конкуренция, а не монополия на продукты питания отдельными лицами.

Есть хорошая идея по введению в эксплуатацию домостроительного комбината, это для эффективного ведения строительных работ.  Город будет строиться, и нам нужен этот комбинат. Плюс к этому дополнительные рабочие места, оптимальный расход бюджетных средств на строительные работы. В перспективе можно будет выйти на строительный рынок региона.

— Как дела обстоят с бюджетом, стратегическим планом  развития города, внесены ли изменения в стратегию,  учитывая новые реалии? Вообще, какие прогнозы  по привлечению инвестиций? 

— Прошлый год для нас был, как не удивительно, профицитным —  у нас осталось еще  26 миллионов сомов в бюджете. Упомянутая вами программа стратегии развития города подготовлена рабочей комиссией, созданной распоряжением мэрии города № 433-б от 21 сентября 2010 года на основании распоряжения  Правительства Кыргызской Республики № 26-р от 11 августа 2010 года. В состав комиссии вошли заместители мэра, руководители отделов и соответствующих подведомственных структур мэрии города. Основополагающим документом при разработке программы  послужила  Стратегия развития страны и обновленная Стратегия развития города Жалал-Абада.

Прогноз ВВП на 2011-2013 годы предусматривает рост в реальном секторе экономики ежегодно не менее 6,8 %. Это за счет наращивания объемов производства промышленной продукции  на 8%, увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции на 5,0 %,  объемов  услуг на 5,0 %  и роста строительства — 5,0 % (сельскохозяйственная отрасль учтена, так как в черте города Жалал-Абад есть МТУ Тайгараево с обширными землями сельхоз назначения прим. Э.Ш.).

Развитие сферы услуг и торговли в основном будет обеспечено за счет строительства  различных объектов в сфере торговли и услуг, соответственно будет обеспечено полное восстановление жилья,  пострадавшего во время июньских событий, увеличения  объемов жилищного строительства и развития  туризма на промышленной основе.  В течение трех лет  будет обеспечено преобразование инфраструктуры коммуникационных сооружений и приведение существующих  социальных объектов в соответствии с нормами  обеспеченности населения учебными общеобразовательными  и медицинскими учреждениями.

— Показатели по наращиванию объемов промышленного производства откуда  взялись?

— Прогноз производства промышленной продукции составлен на основании представленных прогнозов со стороны  крупных градообразующих промышленных предприятий города, таких как ЗАО «КыргызПетролеумКомпани», ОАО «Жалалабатэлектро», ОАО «Жалал-Абадское ПВЭС», ОсОО «Камнеобрабатывающий завод в Центральной Азии», ОАО «Нур», ОсОО «Мариям», ОсОО «Дан-Юг» наращивающий свои производственные мощности, ОАО «Келечек», ОсОО «Алманбет». Вышеуказанные предприятия, за счет освоения производства новых видов продукции (переработка плодов и овощей, строительных отделочных материалов и товаров народного потребления), будут обеспечивать  прирост товарной продукции по городу не менее 8,0 процентов в год.

Перспективным направлением наращивания промышленного потенциала города послужит создание кластеров – объединений предприятий по принципу  «производство сельскохозяйственного сырья — полуфабрикат — выпуск конечной продукции», в том числе по производству пряжи с вовлечением хлопкосеющих хозяйств области, хлопкоперерабатывающих предприятий и ОсОО «Лиматекс». Возможным представляется создание кластера по производству натуральных плодовых  соков с привлечением сельских хозяйств, занимающихся садоводством, лесхозов области и ОсОО «Жандос».

Развитие жилищного строительства создает предпосылки для создания кластера по производству строительных и отделочных материалов с вовлечением производственных мощностей существующих предприятий: ОсОО «Комбинат строительных материалов», ОсОО «Комбинат строительных деталей», вводом второй очереди Жалалабатского камнеобрабатывающего завода по обработке природного камня и освоения строительных отделочных материалов.

Развитие промышленного производства, повышение покупательной способности населения содействуют развитию сферы платных услуг, в том числе  транспортных, услуг связи и информационных технологий  и торговли.

За счет вовлечения все большего числа населения города в экономическую деятельность повышаются инвестиционные возможности населения, за счет средств населения ежегодно вводится в эксплуатацию объектов торговли и сферы услуг, жилья  не менее чем на 180-190 млн. сомов, в том числе в 2011 году планируется ввод торгово-бытового комплекса в центре города по ул. Ленина и других объектов.

— Что ждать в социальной сфере, будет ли обновление инфраструктуры?

— Ждать нужно многого! За счет средств республиканского и местных бюджетов предусматривается строительство объектов социальной сферы, в том числе новых школ и поликлиник,  крытого спортзала в СШ № 14, столовой  СШ № 17, а также планируется завершение строительства жилого комплекса «Роза парк» в микрорайоне «Курманбек» с привлечением инвестиций на сумму 3 млн. долларов США. Определены места  для строительства 6 многоэтажных  жилых домов, двух  школ, а также планируется строительство жилого массива в микрорайоне «Пригородный».

Капитальные вложения за счет средств предприятий и организаций будут направляться  на улучшение инфраструктуры,  в том числе для реконструкции системы водоснабжения, канализации,  электроснабжения и телефонной связи. Намечается привлечение средств  предпринимателей для строительства подземных и наземных переходов в центре города.

В сфере сельскохозяйственного производства основное направление – это интенсификация, применение передовых технологий, организация переработки производимой сельскохозяйственной продукции, в условиях ограниченности сельскохозяйственных угодий. Создание племенной фермы по откорму высокопродуктивных пород КРС и МРС. Ведь в черте города с 2009 года находится бывший айылный округ Тайгараево.

— Не слишком большой размах?

— Нет, ни в коем случае. Надо работать и поднимать свой город, люди должны чувствовать, что государство создает все условия, старается что-то изменить. Если не будет форс-мажорных ситуаций, то поставленные цели и задачи нам по плечу.

Беседовал: Эсен Шишкараев

 

Читайте также: