Вынесен на общественное обсуждениеЗакон Кыргызской Республики (часть 2)

Статья 12. Права участников и организаторов мирного собрания

Организаторы и участники мирных собраний при их проведении имеют право:

1)     получить информацию о предпринимаемых органами государственной власти и местного самоуправления мероприятиях по обеспечению проведения мирных собраний;

2)     получить информацию о должностных лицах органов государственной власти и местного самоуправления, участвующих в обеспечении проведения мирного собрания, фамилию, имя, отчество, должность, звание, место работы, номер контактного телефона;

3)     беспрепятственно осуществлять контакты с представителями средств массовой информации;

4)     использовать при проведении мирного собрания звукоусиливающую аппаратуру без превышения допустимых уровней звукового давления и уровней шума;

5)     использовать различные средства агитации и формы привлечения внимания органов государственной власти, местного самоуправления, общественности, включая выражения мнения по каким-либо вопросам, акции по сбору подписей, являющиеся мирными (ненасильственными и невооруженными) по своему характеру и не преследующими противоправных целей;

6)     принимать и направлять в органы государственной власти и местного самоуправления предложения, заявления, жалобы и иные формы обращения;

7)     проводить собрания в любых формах, в том числе в форме митингов, шествий, пикетирования, демонстраций и их различного сочетания;

8)     проводить фото-или видеосъемки собрания, действий органов государственной власти и местного самоуправления во время проведения собрания;

9)     требовать предоставления защиты со стороны органов внутренних дел в случае противоправного посягательства других лиц и обращаться с просьбами к сотрудникам органов внутренних дел об оказании иного содействия при проведении мирного собрания ;

10)требовать дополнительных мер обеспечения охраны и безопасности участников мирного собрания, сохранности имущества участников и организаторов мирного собрания;

11)требовать предоставления медицинской помощи и оказания содействия в безопасной эвакуации с места проведения мирного собрания;

12) требовать от органов внутренних дел удаления с места проведения мирного собрания лиц, совершающих или подстрекающих к совершению противоправных действий, препятствующих достижению целей мирного собрания в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

13)осуществлять иные действия, не запрещенные или ограниченные законами.

 

Статья 13. Уведомление о проведении мирного собрания

1.      В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в органы местного самоуправления и местной государственной администрации.

2.      Уведомление организаторами о проведении мирного собрания осуществляется организаторами в письменной форме не ранее двух недельного срока и не позднее 48 часов до времени его проведения. Уведомление может быть подано в виде письма, телеграммы, телефонограммы, посредством почтовой, факсимильной, электронной или иной связи, также может быть осуществлено в устной форме, либо иным способом.

3.      Уведомление может включать сведения: об организаторе (наименование организации и/или фамилия, имя, отчество гражданина) и его контактные данные (местонахождение организации и/или адрес гражданина, номер телефона), о месте проведения и (или) маршруте движения, дате и времени начала и окончания, цели, примерном числе участников, об использовании звукоусиливающей аппаратуры или других предметов при проведении мирного собрания. Организатор мирного собрания вправе включить в содержание уведомления другие сведения, а также приложить к нему другие документы.

4.      Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе устанавливать запрет или ограничение на проведение мирных собраний, а также отказать в их надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления, подачи уведомления с нарушением срока, а также в случаях несоблюдения требований о содержании уведомления. Организаторы и участники мирных собраний не несут ответственности за отсутствие уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи.

5.      Лица, уведомившие о проведении мирного собрания вправе потребовать, а органы местного самоуправления или местной государственной администрации обязаны в этот же день при получении уведомления выдать письменное подтверждение получения уведомления.

6.      Письменное подтверждение органа местного самоуправления или местной государственной администрации должно включать в себя сведения о наименовании органа местного самоуправления или местной государственной администрации, фамилию, имя, отчество и подпись сотрудника принявшего уведомление, дату и время поступления уведомления.

 

Статья 14. Место проведения мирного собрания

1.      Мирные собрания могут проводиться на всей территории Кыргызской Республики, а также в помещениях и территориях по договоренности с правообладателем.

2.      Отношения, связанные с предоставлением помещений и территорий для проведения публичных мероприятий, регулируются гражданским законодательством.

 

Глава 3.     ЗАПРЕТ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СОБРАНИЯ

Статья 15. Меры, принимаемые органами внутренних дел в отношении отдельных правонарушителей

В случае выявления лиц, нарушающих общественный порядок, совершающих или подстрекающих к совершению противоправных действий, препятствующих достижению целей мирного собрания органы внутренних дел должны принять в отношении этих лиц необходимые меры в соответствии с законодательством без прекращения собрания.

 

Статья 16. Порядок вынесения решений о запрете или ограничении собрания

1.      Собрание может быть ограничено по времени, месту проведения или маршруту движения или запрещено судом при наличии оснований, предусмотренных настоящим Законом.

2.      Проводимое собрание, в том числе спонтанное собрание, и собрание, уведомление о котором было подано позднее 48 часов до времени его проведения, может быть ограничено по времени, месту проведения или маршруту движения или запрещено органами местного самоуправления, местными государственными администрациями или органами внутренних дел при наличии оснований, предусмотренных настоящим законом. Законность и обоснованность таких решений подлежит рассмотрению судом, в который обязан обратиться орган, принявший решение в течение 24 часов с момента его вынесения. Организаторы собрания также вправе обратиться в суд с обжалованием принятого решения о запрете или ограничении собрания.

3.      Любые сомнения в отношении наличия оснований запрета или ограничения собрания толкуются в пользу реализации права на проведение мирного собрания.

4.      Заявление о запрете или ограничении собрания должно быть рассмотрено судом в течение 24 часов с момента его подачи.

5.      Бремя доказывания в суде наличия оснований запрета или ограничения собрания возлагается на заявителя.

6.      Решение суда первой инстанции вступает в силу с момента его вынесения.

7.      Решение суда первой инстанции о запрете или ограничении собрания может быть обжаловано в вышестоящий суд. Жалобы на решение суда о запрете или ограничении собрания рассматриваются вышестоящими судами в течение 24 часов с момента их подачи. Решение судов вышестоящих инстанций вступает в силу с момента его вынесения.

8.      В случае принятия решения о запрете или ограничении органы местного самоуправления, местные государственные администрации или органы внутренних дел незамедлительно оповещают об этом организаторов и участников в устной и письменной форме, предоставляя в случае требования организаторов копию решения суда.

 

Статья 17. Основания для запрета или ограничения собрания

1.      Решение об ограничении собрания по времени, месту проведения или маршруту движения принимается на период действия обстоятельств, когда есть реальная угроза безопасности участников собрания. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны довести до сведения организаторов и участников собраний информацию о причинах введения ограничений собрания.

2.      Решение о запрете собрания может быть принято в случаях, когда собрание преследует противоправные цели, включая предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума вне установленных сроков предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума; пропаганду войны; выступление в пользу этнической, расовой или религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию; призывы к нарушению территориальной целостности и суверенитета государства, общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или нарушения прав и свобод других лиц.

 

Статья 18. Порядок ограничения и прекращения собрания

1.      Собрание, в отношении которого вынесено решение о его запрете, подлежит прекращению.

2.      Собрание, в отношении которого вынесено решение об ограничении по времени месту, маршрутам движения собрания не освобождает органы государственной власти и местного самоуправления от обязанности обеспечить проведение мирного собрания.

3.      Мероприятия по ограничению и прекращению собрания осуществляется совместными согласованными действиями органов государственной власти и местного самоуправления с предварительного оповещения людей в месте проведения собрания, предоставлении разумного срока при запрете собрания –покинуть место проведения собрания, при ограничении – изменить место, время или маршрут движения собрания.

4.      При осуществлении мероприятий по ограничению и прекращению собрания предпочтение отдается способам и мерам, исключающим применение силы.

5.      Запрещается участие Вооруженных сил Кыргызской Республики в мероприятиях по ограничению или прекращению собраний.

 

Статья 19. Применение силы при прекращении собрания

1.      Прекращение собраний с применением силы является крайней мерой.

2.      Применение силы при прекращении собрания осуществляется в случаях и в пределах, которые требует данное обстоятельство .

3.      Запрещается во время эвакуации с места проведения собрания применение силы против людей, которые не имеют возможности покинуть место проведения собрания.

4.      Запрещается применение жестокой и унижающей достоинство физической силы, в том числе специальных боевых приемов борьбы, подручных средств, специальных средств и оружия, если собрание с противоправными целями не прибегает к насилию и использованию оружия.

5.      Прекращение собрания в случае возникновения массовых беспорядков, требующих экстренных действий, осуществляется при наличии оснований, предусмотренных Законом Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики».

 

Статья 20. Ответственность

1.      Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неправомерное или несоразмерное применение силы и за причинение материального и морального вреда, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований настоящего Закона.

2.      Организаторы собраний обязаны прилагать усилия для того, чтобы обеспечить соблюдение требований закона и мирный характер собраний. Организаторы собраний не несут ответственности за противоправные действия отдельных участников собрания или других лиц. Организаторы мирных собраний не несут ответственности за ущерб, причиненный иными участниками собрания.

3.      Любой участник собрания, виновный в правонарушении, в том числе невыполнении законных требований сотрудника органов внутренних дел, других правоохранительных органов несет индивидуальную ответственность.

4.      Участники собрания, не совершавшие насильственных действий и не выступавшие с противоправными целями, не могут быть привлечены к ответственности на основании факта участия в собрании, в котором отсутствовал или был утрачен мирный характер либо правомерные цели.

 

Глава 4.     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

1.      Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

2.      Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

−       Закон Кыргызской Республики «О праве граждан собираться мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации» (газета «Эркин Тоо» №56 за 26 июля 2002 года);

−       Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О праве граждан собираться мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации» (газета «Эркин Тоо» №59-60 за 12 августа 2008 года).

3.      Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок:

1)     привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

2)     внести в Жогорку Кенеш предложения о приведении законодательства в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики

 

Читайте также: