Курултай Согласия: а нужен ли этот «мост» между властью и народом?

20 апреля на пресс-конференции в ПЦ АКИ-Пресс члены инициативной группы по проведению второго Курултая Согласия рассказали о своих намерениях и чаяниях.

«Курултай был и будет мостом между властью и населением нашей страны. Голоса простых людей должны доходить до всех ветвей власти», — заявил председатель оргкомитета по подготовке и проведению Курултая Куванычбек Исабеков. Как организатор, он заверил общественность в неангажированности инициаторов: «Мы не намерены никого выдвигать в президенты или поддерживать в этом. Также не в нашей компетенции и проведение каких-либо референдумов. Мы готовы поддержать всё положительное, что исходит от власти, и уж точно не будем никого выводить на улицы». Впрочем, в официальном пресс-релизе Курултая Согласия за подписью Садыкбека Аблесова нотки несогласия всё-таки пробиваются:

«В настоящее время мы являемся свидетелями продолжающейся концентрации ресурсов во всех сферах экономики: в сфере производства, распределения, перераспределения и потребления материальных благ. Источники узурпации власти через концентрацию ресурсов ещё не рассредоточены по экономическим законам регулируемого рынка. Именно поэтому наблюдается стремление попасть во власть скорее для наживы, нежели для решения насущных усугубляющихся проблем народа»

Надо отметить, что эти слова принадлежат человеку, который на прошлом Курултае Согласия (23-24 марта 2010 года) был избран председателем Торкенеша Курултая и остаётся им до сих пор.

В свою очередь, Куванычбек Исакбеков отметил, что проведение Курултая – право граждан КР, закреплённое в действующей Конституции. Его поддержал Арслан Коргонбеков, пенсионер-силовик и член инициативной группы: «Предвидя недоброжелательную реакцию со стороны населения и представителей государственной власти, мы хотели бы напомнить, что Курултай Согласия – это легитимный действующий орган, который никто никаким законодательным актом не отменял. Это не конфронтационный орган, мы не претендуем на власть – у нас нет таких претензий. Это орган распорядительный, и мы намерены помочь действующей власти в решении острых насущных проблем, которые стоят перед республикой».

«У Кыргызстана, как у всякого состоявшегося государства, имеется свой механизм контроля над чиновниками. Нам нет необходимости «изобретать велосипед», когда имеется исторически сложившийся механизм Курултая, где не только обсуждаются жизненно важные проблемы государства, но через который можно и своевременно информировать руководство республики, если где-то идёт пробуксовка или невыполнение принятых решений», — отметил Сергей Бенесович, также член инициативной группы.

Проведение второго Курултая Согласия планируется в мае и будет финансироваться за  счёт спонсорской помощи. По словам Куванычбека Исабекова, её размер должен составить около 25 тыс. долларов. В деятельности Курултая примут участие около семисот делегатов со всей республики.

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ

МНЕНИЕ POLIT.KG

Если посмотреть на Курултай с позиций политтехнологий, то вызывает недоумение сам факт существования такой структуры, или точнее общественного института в современной стране. Какие вопросы и каким образом может решить  народный сход в таком составе? Каковы полномочия и порядок выборов делегатов Курултая? Но главное, для чего весь этот сыр-бор? Какие практические цели он преследует? Зачем между властью и населением нужен какой-то мост, если существует механизм народных выборов в парламент, президента страны, местные органы самоуправления?

Может, Курултай – дань истории, народным традициям? Только даже в этом случае этот институт как-то не вписывается в общую систему управления государством.

Зато подобные образования очень хороши для манипулирования общественным сознанием, навязывания обществу и властным структурам тех или иных требований. Эти «народные традиции самоуправления» в умелых руках политиков запросто могут стать опасным инструментом не для консолидации, а как раз против нее. Здесь присутствует имитация народного волеизъявления, потому как на самом деле всегда доминирует стратегия одной группы, или даже лица. Людей без труда можно убедить в чем угодно – для этого есть огромный арсенал средств пропаганды и агитации. Далеко не каждый человек, даже хорошо образованный, может критично оценивать ситуацию, анализировать факты, предвидеть последствия тех или иных манипуляций.

История дает нам немало примеров, когда сценарий таких народных сходов вдруг выходил из-под контроля. Вот этим и опасны такие мероприятия – своей непредсказуемостью. Проводить Курултай Согласия в мае – накануне годовщины тех страшных июньских событий в Оше и Жалал-Абаде, которые унесли сотни жизней —  это безответственно и крайне опасно. Достаточно одного необдуманного слова, одной искры – и все может повториться. А инициаторы этого мероприятия будут бить себя в грудь и заверять, что они хотели только как лучше, что они не несут ответственности за  нежелательные последствия. Нет, несут! Всегда есть конкретные виновники любых беспорядков, правонарушений, преступлений.    

Аркадий Гладилов

Читайте также: