Почему тупеет молодежь?
Нужно ли Кыргызстану общереспубликанское тестирование (ОРТ)? В преддверии сдачи экзаменов (регистрация на общереспубликанское тестирование закончится 18 апреля) этот вопрос звучит более чем странно. Но, «покопавшись» в исследованиях различных организаций о влиянии тестирования на качество образования, становится ясно: не все так безоблачно в этой сфере.
Немного о тестах
В течение последних 10 лет каждую весну более 40 тыс. абитуриентов Кыргызстана участвуют в общереспубликанском тестировании (ОРТ) – общих экзаменах для поступления в вузы страны. Этот проект был запущен как пилотный при помощи USAID и должен был доказать, что может применяться как эффективный инструмент для отбора самых способных студентов.
Анастасия Кузнецова, специалист по детской психологии, защищает диссертацию по теме «Подготовка детей к выбору профессии»:
«Я могу сказать, что я за тестирования только в том случае, если это тест-диалог, когда психологу нужно увидеть сознательную реакцию ребенка. Вы понимаете о чем я: это те ТЕСТЫ, которые помогают увидеть проблемы ребенка в семье, в кругу сверстников и в школе. Если говорить о тех тестах, которые «помогают» ребенку поступить в вуз – то положительного ничего сказать не могу. У меня на это есть весомые аргументы. Одна из причин падения качества образования — именно ОРТ. Пока будет ОРТ, дети так и не будут готовиться к экзаменам, не будут читать, учить языки и формулы.
— А как выходить из этого положения? Ну, исключим мы ОРТ, и будут детки сочинения писать…
Вы читали их сочинения когда-нибудь? Там либо полное копирование из Интернета, либо такая чушь написана, что это впору в сборники анекдотов вносить.
— Проблема в том, что последние ребятки, кто захватил нормальное образование, подросли и уехали. Сейчас говорят, что они хорошо пригрелись, непатриоты своей родины и т.д. Я ничего плохого о них сказать не могу. Если нищее государство не может пригреть одаренных детей и будущих специалистов – это не их вина. А корень проблемы, что смены тем ребяткам, что уехали, нет. Сегодня иностранные государства предоставляют нам хорошую площадку для реализации различных идей, проектов. Но это бесполезно – нет исполнителей, нет заинтересованных. Сколько раз я заглядывала на сайты, где размещаются подобные объявления, там царит полная тишина. Я была в Европе, там такого нет.
— Снизилась способность человека к получению новых знаний? Почему? Только ли из-за тестов?
— Нет, не только. В пример я приведу вам международное исследование PISA (Programme for international Student assessment, Прим. авт.), в котором оцениваются образовательные достижения учащихся разных стран. Кыргызские школьники заняли последнее место в рейтинге. Этот конкурс проводится раз в три года Организацией экономического сотрудничества и развития. В этом году в конкурсе принимали участие 65 стран. В предыдущий раз Кыргызстан также занял последнее место, из возможных 57. Реакции чиновников – ноль, и, как следствие – повторное «почетное» место Кыргызстану.
Более того, только 16,8 процента 15-летних школьников понимают прочитанное. Данные того же исследования: 86,6 процента старшеклассников не владеют базовой математической грамотностью и 82 процента — базовыми знаниями в области естественных наук. Мы не можем даже сказать, что вообще знают подавляющее большинство учащихся. А ведь 86 процентов уже закончили школу. Где они сейчас? Какие специалисты из них получились? Как они устроились в этой жизни?
На качество знаний влияют низкий уровень ВВП, слабое социально-экономическое положение большинства семей, недостаточная дошкольная подготовка детей, нехватка педагогических кадров. Об этом следует задуматься.
Кто виноват, что образование в стране рушится?
С таким вопросом я наведалась в гости к своей первой учительнице Ольге Александровне, которая работала и в советскую эпоху, и после внедрения ОРТ в жизнь. Кто как не учитель сможет дать объективную оценку всему происходящему в системе образования?
«Сегодняшняя ситуация — закономерный результат «образовательной» политики государства. Как цунами идет, сметая всё на своём пути, волна тупизма и деградации молодого поколения. Нравится это кому или нет, но это — факт. И это ужасно. Малообразованные молодые люди — великолепная почва для всевозможных протестных выступлений, митингов, провокаций и т.д. Можно валить вину и на родителей, мол, плохо воспитываете ребенка. Но из-за тяжелого экономического положения страны и невнимания власть имущих к системе образования, к социальной поддержке учителей, смехотворной и унизительной оплаты нашего труда, мы занимаем сейчас последнее место в рейтинге образования.
Что касается современного поколения молодежи, я скажу так: молодежь всегда одинакова. Все разговоры, видите ли, время другое, тоже здесь не при чем. Все дело в воспитании этой молодежи. В том, что ребенок все 45 минут сидит, уткнувшись в телефон – не его беда. Сейчас пытаются всех собак спускать на учителей – мы плохо учим, мы даем некачественное образование, мы устраиваем поборы… Господа! Начнем с того, что неправильную (по-вашему) программу дает Министерство, а «поборы» — это деньги на создание элементарных условий для детей, которые не дает опять же, государство.
Говоря о плюсах и минусах ОРТ, преобладают, конечно, минусы. После того, как в Кыргызстане были введены стандартизированные тесты, возник вопрос о том, как можно использовать результаты этих тестов. Результаты тестов сами по себе не дают нам достаточно информации, чтобы судить о качестве образования или эффективности школы. Вот случай из моей практики. Проверяется понимание наипростейшего текста по английскому языку. Из книжки для национального тестирования (примитивные, кстати, тесты) 15-летний парень, зная каждое слово в тексте, на вопрос «Кого встретили первые английские поселенцы, ступив на берег Северной Америки?», из вариантов: «индейца, француза, русского или кыргыза», выбирают «француза». Видя недоумение на моем лице, решили, что русский подходит больше. Звучит как анекдот. И это пишет ребенок, который выполняет все задания по всем предметам, имеет 5 по математическим предметам. Наверное, текст, представленный международной организацией, был немного сложнее нашего.
Чтобы посмотреть на сегодняшнее поколение, достаточно сходить на Республиканскую олимпиаду школьников. Пойдите и посмотрите на нынешних «олимпийцев». Значительная часть из них низкообразована. Совсем нет массового грамотного поколения».
— То есть, вы считаете, что школа в снижении уровня образованности молодежи не виновата? Какой-то замкнутый круг: родители все сваливают на школу, школа на Министерство образования, Министерство на экономическую ситуацию в стране. Так кто виноват?
— Корень проблемы лежит в отношении общества к учителям. Сейчас вором быть престижней, чем учителем. Престиж профессии учителя упал. Извините, а на что жить? Учителя говорят: «Работаем на две ставки, а в воскресенье на базаре подрабатываем». Прекрасные учителя работали в школе (почти за «бесплатно»), но не выдержали, ушли из школы в бизнес. А споры о том, что деградация не связана с зарплатой, и у учителей должна быть любовь к профессии, меня удивляют. Вы попробуйте на зарплату в 5-6 тысяч жить и думать только об уровне образования своих учащихся?
«Молодежь всегда считали тупой»
Своим мнение поделился заведующий кафедрой международной журналистики КРСУ, профессор Александр Кацев:
— Александр Самуилович, подходит пора абитуриентов. Готовы ли сегодняшние школьники со своим багажом знаний поступить в хороший вуз? И вообще, как Вы оцениваете сегодняшнюю молодежь?
— Молодежь не стала ни хуже, ни лучше. С момента появления человечества люди делятся на две неравные части: образованного меньшинства и необразованного большинства. Так происходит и ныне.
— Как Вы относитесь к ОРТ?
— Я думал, что я единственный человек, который к этому тестированию относится резко отрицательно. Но недавно выяснилось, что это не так. Не так давно к нам приезжал ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Выступая перед нами, он сказал, что тестирование не дает никакого представления о знаниях. Мы, конечно, можем говорить, что наше ОРТ – это борьба с коррупцией. Но все зависит от того, с какой стороны к этому подходить. Если не с экономической, а образовательной, то тестирование ничего не выявляет. Простой пример: если по результатам тестирования выясняется, что «Тихий Дон» написал Шолохов, это не значит, что школьник прочитал эту книгу, это может означать, что он где-то, когда-то об этом слышал. А вообще проблема отцов и детей извечна. Недаром Тургенев писал об этом. Молодежь всегда считали тупой.
— Здесь я поспорю с вами. Нынешнее поколение сильно уступает тем, кто учился в советское время. Расскажу такую историю. К одному моему знакомому (дяденьке 50 лет), приходил устраиваться на работу один паренек. Говорит, заочник, учусь на втором курсе в политехе. Подзаработать хотел. Знакомый спрашивает: «Умеешь квадратное уравнение решать?» Тот подумал секунд пять и отвечает: «Нее, еще не проходили». Тогда мой знакомый подумал: «Все, конец нашей системе образования, она даже не катится в пропасть, она уже давно там в виде трупа с разбитой головой лежит на дне». А Вы говорите, молодежь всегда одинаковая.
— Согласен .Сегодня к нам на экономфак, повторяю, на ЭКОНОМФАК, приходят абитуриенты, которые не могут к 0,5 прибавить одну треть. Это все издержки школы.
Я проверил это и в своем профильном классе. Дети не умеют читать. Абсолютно. Вместо нужного «мама» ребенок читает: «мы-а, мы-а». Вот возьмите незнакомый текст или газету, зайдите в любую школу, и попросите школьника прочитать. И вы увидите, как ученики 10-11 классов будут спотыкаться на каждом слове.
— Мы сейчас говорим о фактах. А в чем корень проблемы и как его искоренить?
— А корень в том, что детей нужно этому научить. Я уже много лет говорил об этом, в свое время Болжурова (министр образования КР. Прим. автора) признала, что дети в 6 классе не умеют читать. Но все просто «красиво» поговорили об этом и забыли. Прошло время, и дети также не читают, только уже не в 6, а в 11 классе. Нужна концепция. Мы сейчас сами не поймем, для чего нам нужна школа. Школа – как подготовка к поступлению в университеты, или школа, которая дает практические знания? Что она должна давать? Сумму знаний или выявление способностей? У нас сегодня все происходит по следующей схеме: школа дает сумму знаний, ОРТ, как панацея от всех бед, выявляет способности, далее часть вузов опять же выявляет способности, требуя ту самую сумму знаний. Необходима концепция, в которую включить нужно и подготовку в детсадах. И в школах нужны колоссальные изменения. Все они лежат на поверхности. Вот мы удивляемся, почему ребенок читает Пушкина и Лермонтова, а когда речь идет о Толстом или Гоголе, морщится как при зубной боли? Вы не задумывались над этим? А вы зайдите в любой класс на урок по русскому языку и литературе. Там висят портреты этих писателей, которые, извините, могут напугать детей. Толстой с угрюмым взглядом и длинной седой бородой…А Лермонтов, молодой и красивый, в гусарской форме по нраву молодым ребятам, протяни им две книги, одну с портретом Лермонтова, другую с Толстым, ребенок несомненно потянется за первым. Так почему не повесить портреты этих же писателей-классиков, но сделанных в молодости?
— У нас в сознании уже есть отпечатки. Вот покажите мне молодого Толстого или Солженицына, Вы думаете, я его узнаю?
— Вы – нет. А у детей после детского сада голова еще свежая и ничем не забита. И это сработает, поверьте, дети начнут читать. Ведь в России дети читают «Гарри Поттера». Эта книга может оторвать ребенка даже от компьютера. Сейчас даже пошла мода учить английский, чтобы прочитать «Поттера» в оригинале. Поэтому все зависит от техники подачи.
— Давайте вернемся к тестам. Насколько грамотно они создаются?
— Сама по себе система общереспубликанского тестирования взята у Запада. Говорить о вопросах, которые есть в текстах, я не буду. Могу только сказать, что ОРТ, которое было у нас до введения туда спецпредметов, было на порядок лучше, чем ЕГЭ в России, потому, что у нас были тесты на понимание. Но особого толку от этого нет – школьники не понимают эту часть тестов, потому, что в школе им этого не дают.
— Я беседовала со своей учительницей в школе и поняла такую вещь: отношение к детям меняется из-за низкой оплаты труда учителей. Что ни говори, но все сводится к этому. Вы согласны?
— Учителя ненавидят детей – это факт. Они больше отбивают любовь к школе и к учению, чем прививают. Вот вспомните свой любимый предмет – это предмет, который вам давал любимый учитель. Это немаловажный факт. А цепочка, по которой все «спихивают» снижение уровня образования друг на друга – отсутствие концепции.
— По – Вашему мнению, что должно входить в эту концепцию?
— Я точно знаю четыре необходимых и важных компонента, которые помогут поднять уровень образования в стране:
1. Необходимо вырабатывать в ребенке художественный вкус.
2. Развивать нравственные отношения с компьютером. Нужно сделать его не паразитом, а собеседником.
3. Воспитывать способность к накапливанию знаний. Нужно постоянно говорить школьникам о том, что сумму накопленных знаний нужно постоянно пополнять. И не только в школе, а в вузе, и в жизни. Потому, что школа нынче – как перегруженный корабль – туда суют все, что надо и не надо.
4. Научить правильно пользоваться достоверным справочным материалом. Недавно я попросил первокурсника найти что-то в справочнике, а он не знал, как его открыть.
А самое главное правило, которое бы я ввел во все образовательные учреждения – это новая методика преподавания. Нужно, чтобы детям было весело учиться. Вот и все.
В одной из соцсетей правозащитница Токтайым Уметалиева пишет: «Вообще я думаю, что люди перестали думать и писать. Спасибо социальным сетям, по крайней мере, дают возможность и учат многих правописанию и мышлению. На сегодня я отменила бы в школах все тестирования, ввела бы письменные экзамены и по киргизскому, русскому, английскому и другим предметам. Так как всевозможные тестирования снижают мыслительную деятельность. Нам специально навязали всевозможные тесты и их проверку за рубежом, чтобы полностью превратить в манкуртов. Даже детки с красными дипломами из таких вузов как КРСУ и АУЦА не могут написать один лист эссе на свободную тему, а про закон Ома или теорему Пифагора слыхом не слыхивали. Любому чабану, которому уже за 70, можно задать эти вопросы, и он ответит.
Не важен язык, кому приспичит — он выучит, по себе знаю. Чем больше знаешь языков, тем выше интеллект и богаче внутренний мир человека…»
Все уже в который раз сводится к извечному вопросу о курице и яйце. Для того, чтобы поменять систему, надо поменять людей. А для того, чтобы поменять людей, надо поменять систему. А может, предположим, что в такой ситуации нужно чужеродное благородное семя, «яйцо», так сказать? Но его одного мало. Ведь оно зачахнет во чужеродной среде. Поэтому нужен ещё и чужой благородный агроном, который это семя взрастит, и ещё ему нужно, чтобы не мешали. Но это уже тема другого разговора…
Анна Мягчилова