Прокатили в Совете ЕЭК просьбу Кыргызстана о продлении срока действия льготных ставок таможенных пошлин на автомобили из дальнего зарубежья

Как сообщили некоторые Информационные агентства (24.kg), Совет Евразийской экономической комиссии не поддержал предложение правительства Кыргызстана о продлении срока действия льготных ставок таможенных пошлин в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Информацию подтвердили в пресс-службе правительства КР.

В очередном заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) принял участие Вице-премьер-министр Жениш Разаков.  

«По инициативе Кыргызстана в повестку включили вопросы создания Института развития ЕАЭС, продления для республики ставок таможенных пошлин в отношении автотранспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, проведения тройного контроля в таможенных пунктах пропуска Евразийского экономического союза», — говорится в сообщении.

Идею о продлении льготных ставок растаможки автомобилей совет ЕЭК не поддержал. Кроме того, из-за большого количества вопросов, включенных в повестку, некоторые из них не рассмотрели и перенесли на очередное заседание совета комиссии. Среди них вопросы о проведении тройного контроля в таможенных пунктах пропуска Евразийского экономического союза и создании Института развития ЕАЭС.

Идея тройного контроля вызывает если не недоумение, то улыбку уж точно. У нас сколько не контролируй – результат будет один. Все понимают какой именно. Может, стоит говорить уже о тотальном контроле со стороны всех членов ЕАЭС? Только выдержат ли таможенные структуры такое количество контролеров?

А вот идея создания Института развития ЕАЭС заслуживает внимания. Беда нынешних структур, так или иначе задействованных в управлении союзом нередко заключается в невысокой компетенции самих управленцев. Научно-исследовательская база край как нужна: ЕАЭС слишком разнородная общность с немыслимо различными ресурсами и потенциалом его членов. О каком равенстве можно говорить, если в союзе фактически доминирует одна страна – Россия? Вот как раз о сопряжении интересов всех членов союза и должен бы подумать Институт развития ЕАЭС, если это будет действительно рабочий орган, а не шарашкина контора, каких уже наплодили выше всякой меры.

Огорчила (это очень мягко будет сказано) весть о новых – десятикратных! – размерах таможенных пошлин на иномарки из дальнего зарубежья не только предпринимателей и автолюбителей, но и многих простых граждан Кыргызстана, которые так и не успели обновить свой автопарк, или приобрести приличную машину. Теперь мечта о приличной, пусть и не очень новой автомашине так и останется для многих мечтой. Если в структуре цены реализации машины из дальнего зарубежья более 70 процентов будет лежать таможенные пошлины, то спрос на такие авто практически будет сведен к нулю.

Сегодня арифметика (по данным компаний, занимающихся поставкой авто в Кыргызстан) такова: примерно 2,5 – 2,9 тыс. долларов стоит доставка авто до Бишкека, средняя цена авто на зарубежных аукционах варьируется в пределах от 3 до 10 тыс. долларов, растаможка от 1 до 5 тыс. долларов. Стоимость услуг агентов, либо коммерческих предприятий, которые занимаются поиском авто и оформлением всех дорожных документов, варьируется от 100 до 300 долларов при удачном раскладе. Так и складывается средняя цена среднего класса авто при более-менее удовлетворительном его состоянии в пределах 7-10 тыс. долларов. Авто более крутые могут, естественно, стоить и гораздо больше.

Новые таможенные пошлины делают совершенно бессмысленным приобретение авто за рубежом , которым уже по 8-10 лет, но которые еще могут эксплуатироваться столько же при надлежащем техническом уходе. Задача ЕАЭС в том и заключается, чтобы ограничить конкуренцию иномарок с отечественным автопромом.  Хотя российский автопром уже нынче трудно назвать «отечественным» — крупнейшие мировые автопроизводители имеют сборочные линии в России. Да и знаменитые советские машины уже давно во власти зарубежного капитала. Так что протекционизм ЕАЭС приносит больше дивидендов владельцам всех этих автоконцернов, чем скромным потребителям этой продукции.

К сожалению, в Кыргызстане не осталось ни одного предприятия, выпускающего автомашины, или хотя бы серьезные комплектующие для авто или сельхозтехники. Таким образом, высокими таможенными пошлинами нам нечего защищать. А без автотранспорта в Кыргызстане просто невозможно прожить, потому как более 90 процентов всех грузоперевозок ложится на его железные плечи. Так что хотим, или не хотим, но придется теперь пересаживаться на авто российско-белорусского происхождения.  

Дабы совсем не уронить имидж нашего ЕАЭС, его сторонники в республике начинают рассказывать небылицы о техническом состоянии поступающих в Кыргызстан иномарках, которые чуть ли не разваливаются и только загрязняют атмосферу. Конечно, техническое состояние японских или немецких даже десятилетних бюджетных авто зачастую куда выше иных новых машин из братских стран. А загрязняют атмосферу не по причине неотрегулированных топливных систем, а исключительно из-за низкого качества топлива, поступающего от соседей и коллег по ЕАЭС. И опять нужно благодарить судьбу, что российский бензин у нас дешевле, чем в России…

И справедливости ради стоит признать, что Кыргызстан получает гораздо больше выгод от членства в ЕАЭС, чем теряет из-за высоких таможенных ставок на иномарки: это и преференции нашим трудовым мигрантам, и поставки ГСМ без таможенных пошлин, и прочих товаров и услуг, в которых мы нуждаемся.

Как сложится ситуация на автомобильном рынке республики в ближайшие годы? Пойдет постепенная замена автопарка: новые авто вряд ли мы увидим в ближайшие годы, учитывая невысокую покупательную способность сограждан. Бывшие в употреблении машины из России, Казахстана постепенно будут замещать стареющие мерседесы и лексусы. Естественно, повысится спрос на услуги ремонтных мастерских и запасные части к авто. В целом, транспортные издержки будут расти, и доля транспортных услуг в ценах других товаров тоже. Есть опасность, что подорожание, даже кратковременное, автомобилей может спровоцировать рост цен на другие товары и услуги. Но, опять же, ограниченность в финансовых средствах, не даст сильно развиваться этим негативным процессам.

Привыкнем к новому порядку достаточно быстро. А нынешний льготный период растаможки иномарок будем вспоминать как «золотой век» автолюбителей…

Аркадий Гладилов,

автолюбитель с 45 летним стажем     

Читайте также: