В чьих интересах снижение избирательного порога?

17 декабря в Бишкеке прошел «круглый стол», на котором лидеры ряда политических партий обсудили инициативу группы парламентариев по снижению избирательного порога с 9 процентов до 5 и введение преференциальной системы голосования. Тема далеко не нова и активно обсуждается на самых различных площадках и в социальных сетях. Как полагают ведущие эксперты, пересмотр избирательного порога связан с фактическим распадом партий власти, которые именно для укрепления своего положения в парламенте не так давно повысили избирательный порог с 7 процентов до 9 процентов и залоговую сумму с 1 млн. сомов до 5 млн. сомов. Резко изменившиеся условия на политическом поле республики вынуждают теперь политиков искать аргументы для снижения и залоговой суммы, и избирательного порога.

Сегодня уже только ленивый не бросает камни в сторону Жогорку кенеша. И сами депутаты согласны с негативными оценками работы законодательной ветви власти, и понимают, что за оставшееся время этот имидж вряд ли удастся поправить. О высоком уровне недоверия ЖК говорят и некоторые опросы, и эту тенденцию подтверждают кыргызские политологи.

На этом фоне совсем некрасиво выглядят недавние поправки в избирательное законодательство. А главное, что эти изменения ничем не обоснованы, кроме стремления так называемых «партий власти» сохранить свой статус, а по возможности и усилить. Это положение было зафиксировано и в проекте Резолюции «круглого стола»:

«Искусственно и намеренно завышенный заградительный барьер отсекает десятки тысяч голосов избирателей, тем самым лишая их права представлять свои интересы в Жогорку Кенеше. Следовательно, высокий избирательный порог искажает основной принцип конституционного строя Кыргызской Республики – принцип народовластия. Высокий заградительный барьер создает благоприятную почву для монополизации законодательной власти одной или двумя партиями, что может привести к непредсказуемым последствиям, ранее имевшим место в нашей новейшей истории».

Кыргызстан в очередной раз продемонстрировал «демократичность», установив барьер в 9 процентов. И ведь было немало голосов, призывающих к здравомыслию, но эти голоса не были услышаны. Ну хотя бы посмотрели на зарубежный опыт: к примеру, в России, в Германии, да и во многих других странах избирательный порог не превышает 5 процентов! И ведь мы прекрасно помним, к чему приводит монополия одной партии…

В этом «круглом столе» приняли участие опытные и давние политические силы. Депутат ЖК Исхак Масалиев ознакомил всех присутствующих с той работой, которую проводит группа депутатов ЖК по устранению всех этих необоснованных и вредных барьеров. Свое веское слово за снижение барьеров сказали: и лидер партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев, известный политик и государственный деятель Адахан Мадумаров, и один из ветеранов партийного движения, партийный и государственный деятель Темир Сариев, ряд политологов и общественных деятелей, лидеры НПО.

Никто не сомневается в правильности генеральной линии по укреплению парламентаризма, никто не хочет возвращения к президентской форме правления, а потому курс на совершенствование выборного законодательства, на укрепление партийных рядов и максимальное представительство интересов избирателей остается неизменным. И обсуждение шло вокруг сугубо практических моментов: как обеспечить равенство политических партий в вопросах пропаганды, чтобы состязательность партийных программ была главным аргументом, а не кошельки хозяев партий?

Уже давно ни для кого не секрет, что партийные списки составляются лидерами политических партий, в которых место кандидата в депутаты определяется в большинстве случаев размером «взноса» в партийную кассу. Депутаты фактически покупают места в партийных списках. Чьи же интересы они будут защищать при таком положении дел? И каков будет качественный состав главного законодательного органа страны?

Что предлагают политические деятели для исправления нынешнего положения? Они требуют «внести изменения в конституционный Закон КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», которые предусматривают:

  1. Снижение избирательного порога до 3 процентов, что обеспечивает полный учет волеизъявления избирателей и создает политическим партиям реальные возможности по усилению своей роли в политической системе общества.
  2. Введение преференциального голосования по открытым спискам, что обеспечивает реальный выбор депутата из партийного списка, устанавливает подотчетность депутата перед своими избирателями, препятствует произволу со стороны партийного руководства и политической коррупции внутри партий.
  3. Обеспечение стабильного представительства регионов страны в зависимости от количества избирателей.
  4. Запрет на использование партиями уличных билбордов, плакатов и других видов наружной рекламы, организацию концертов, сопровождаемых угощениями, раздачей сувениров. Основным средством предвыборной агитации должны стать только совместные теледебаты, дискуссии кандидатов от политических партий».

Исхак Масалиев говорил еще о пересмотре в сторону снижения партийного избирательного залога с 5 млн. сомов до 1 млн. сомов, что также будет способствовать вовлечению в выборный процесс большего числа партий.

Чего более всего опасаются партийные деятели? Состязательности в программах, именно в тщательно просчитанных и обоснованных, а не в сказках про бесплатные кредиты, и всеобщее благоденствие непонятно за чей счет. Боятся персональной ответственности за взятые на себя обязательства в случае их невыполнения. Боятся политической конкуренции, прихода к власти новых политических сил и новых поколений политически активных граждан. Боятся потерять реальные рычаги воздействия и влияния на все стороны экономической жизни страны, что может привести к крушению коррупционных схем и структур, с таким трудом построенных за годы независимости.

Будут ли внесены в Закон эти поправки? Учитывая сложившуюся ситуацию в республике, скорее всего депутаты внесут некоторые изменения. Вернут избирательный порог в 7 процентов, потому как есть большая опасность, что при 5 процентах, а уж тем более при 3 процентном барьере в парламент пройдет множество различных политических сил, которые вряд ли договорятся о формировании коалиции для формирования правительства. И вообще работать в том обилии политических взглядов, которые будут представлены в парламенте, выбранном при 3-х процентном пороге, будет очень трудно. Мы же все прекрасно помним, какие проблемы были в нашем Жогорку кенеше при создании коалиции большинства!

Но с другой стороны, именно изменение состава Жогорку Кенеша в сторону большего представительства разных политических сил и создаст атмосферу реальной конкуренции, а не кулуарного сговора.  

Аркадий Гладилов,

polit.kg

Читайте также: