Кыргызские политологи ищут идеи национального единства

5 марта 2020 года в г. Бишкеке прошла экспертная дискуссия по теме «Идеология национального единства: защита общенациональных интересов и демократических свобод». Эксперты отметили, что от простых избирателей идет запрос на повышение качества государственного управления, чтобы партии работали системно, а не появлялись за полгода до выборов и исчезали на второй день после объявления результатов выборов. Электорат в Кыргызстане стал разборчивее, внимательнее смотрит не только на список лиц в партии, но и анализирует конкретные обещания партии и отдельных депутатов.

В кыргызстанском обществе ведутся горячие дискуссии о том, как развивать экономику, на что делать акценты в социальной политике, какие приоритеты определить во внешней политике. Как найти баланс между соблюдением демократических свобод и защитой общественных и государственных интересов? И как отметили участники встречи, общество в Кыргызстане резко поляризуется по ключевым вопросам и ценностям.

Алмаз Насыров, эксперт по вопросам государственного управления: Современная трактовка понятия демократии — это торжество законов. Демократический социализм — это прежде всего равноправие, равный доступ к общественной инфраструктуре.

Государственные институты тогда эффективны, когда внимательны к интересам общества, постоянно мониторят общественное мнение, ведут активный диалог с гражданским сектором, проводят широкие информационные компании по проводимым мероприятиям и реформам. Исторически наше общество — это носитель демократический ценностей: обратите внимание на систему курултаев, тягу к социальной справедливости, взаимопомощи. 

Уран Садыгалиев, экономист: Не определены приоритеты внутреннего экономического развития. Вспомните наши идеологические концепты: то «Кыргызстан — вторая Швейцария», то мы мировые экспортеры меда, затем туристическая Мекка и так далее. А любая государственная и партийная идеология будет тогда сильна и привлекательна, когда будет опираться на реальные экономические процессы, происходящие в обществе, реальный бизнес, значимые отрасли промышленности и сельского хозяйства.  Структура экономики — это базис и исходная точка для любой идеологии национального развития. Демократический социализм — это прежде всего экономическая база для воплощения социальной защищенности граждан.

Структура занятости населения, наличие природных ресурсов и еще целый ряд факторов — вот где партиям нужно искать вдохновения при поиске той идеи, которая была бы популярна у электората. Не надо забывать о том, что мы находимся в рамках крупного экономического интеграционного объединения – Евразийского экономического союза, и партиям надо это учитывать. В ЕАЭС наши рынки сбыта, наши поставщики, там сотни тысяч наших трудящихся.  

Отдельно хочу остановится на том, что нашу зависимость от внешних кредитов и грантов, которые мы брали на развитие инфраструктуры, нужно снижать, чтобы у людей формировалось понимание того, что мы самостоятельная страна. Нам выгодно торговать, работать в кооперации, но не быть зависимыми от других государств.

Азамат Темиркулов, доктор политических наук, доцент, советник государственной службы 3-го класса.

Если взять западную модель создания идеологии – то ярко видно, что капиталистическая экономика с 18 века породила там два класса: капиталистов и рабочих. И соответственно появилась целая плеяда правых (правые, консерваторы) и левых (социалисты и коммунисты) партий, которые отражали объективные интересы определённых классов. Эта система партий способствовала развитию всей политической системы. Но! Сегодня эта модель в самой западной Европе находится в глубоком кризисе.  Та политическая система, которая отражала политическое деление, уже не работает, так как нет массового класса рабочих. Средний класс стал на столько большим, что разница между правыми и левыми протиями не столь очевидна. Остались одни вывески.

Что касается Кыргызстана, то у нас никогда не было деления на капиталистов и рабочих. Мы копировали последние десятилетия идеологические вывески западных стран, но эти вывески не имели реальных политических сил, производственных отношений и определенного типа экономики, на которые бы они опирались в нашем обществе. Поэтому за этими партиями никто и не идет, так как эти партии не защищают интересы конкретных широких групп электората.  

В своей концепции естественного развития кыргызской республики я показал  ключевое отличие нас от стран Запада: у них доминирует материалистический индивидуализм. Мы же относимся к тому типу стран, где силен общинный строй — он типичен в тех районах, где физически тяжело выжить в одиночку. В Кыргызстане материальный индивидуализм увел общество от естественного развития. Мы должны сохранить, развить, преумножить то, что нам досталось от предыдущих поколений, внести туда лучшее от других культур и передать следующим поколениям.

На мой взгляд, для того чтобы сохранить нашу уникальность, мы должны тесно сотрудничать со схожими евразийскими культурами. Я 11 лет прожил в странах западной Европы, я изнутри знаю это общество. Там простые люди разочарованы  в либеральной демократии, в которой живут. Демократические принципы, о которых нам сегодня говорят, что они западные, — это наши принципы. Свобода слова, права женщин, прямые выборы — у нас есть свой исторический опыт, свои демократические институты.

Денис Бердаков, политолог: В рамках концепции демократического социализма внутренняя политика рассматривается с точки зрения ответственности государства перед своими гражданами и будущими поколениями. Ведь  кыргызский социум основан на традициях коллективизма, взаимопомощи, бережного отношения к природе, человеческим отношениям, ценности социальных связей. С учетом нашей социальной реальности и уровня жизни части населения невозможно государству самоустраниться из экономической сферы, ставив государственные монополии и отменив социальную поддержку малоимущим слоям населения, живущим зачастую в сложных географически условиях.

Демократические принципы — это прежде всего свобода доступа к политике. В нашем случае это многопартийность, политическая конкуренция. Умеренно либеральные принципы в экономике – ведь мы за 30 лет независимости стали обществом свободных предпринимателей, челноков, владельцев малого и среднего бизнеса, управляющих швейными цехами. «Евразийскость» — это своего рода новый интернационализм, с учетом географии, социальных институтов, действующих торгово-экономических потоков в регионе, взаимосвязи с соседними государствами, основанном на многовековом сотрудничестве, совместном опыте проживания, военно-политическом сотрудничестве во многом близости культур.

Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток — Запад»: Почему в 20 веке кыргызы так легко приняли советскую власть? Потому что она в полной мере соответствовала тем условиям, которые сложились исторически внутри кыргызского социума, то есть коллективизм и общинное мышление.

Социализм — это то, что подчинено интересам общества. А демократия — это метод политического многообразия, многопартийности, умение слушать и слышать своего избирателя и своих идеологических оппонентов.  

Джами Аширов, общественный деятель: Перспективы демократического социализма в Кыргызстане имеют под собой хорошую почву,так как близки по сути и духу большинства нашего населения. Для старшего поколения это некий более демократичный и рыночный вариант советской идеологии, по которой они ностальгируют, для молодежи эта идеология привлекательна своим стремлением к равенству.

Наше общество в условиях тотальной цифровизации, нового медиа пространства на основе социальных сетей стало более требовательным к политическим партиям. Электорат ждет смены поколения политиков.   

Мы видим, что почти миллион наших граждан работают за рубежом. Это активные, предприимчивые люди, которые прямо или косвенно поддерживают в Кыргызстане свои села, семьи, родственников —   важно не забывать их в программах партии.

Аркадий Гладилов, политический обозреватель:

Экономика — это базис, фундамерт общества, финансы — кровеносная система, а идеология  — это «система смазки» всего организма. Нет смазки в сложном государственном механизме? Начинаются трения. Механизм рано или поздно просто ломается…

Но что такое идеология? В Кыргызстане уже 30 лет ищут национальную идею, которая могла бы сплотить общество. Пытались построить что-то на заповедях Манаса. Не получилось. Что-то твердили о государственной идентичности, никто не понял. И снова пытаются что-то такое родить, во что люди поверят. Но вся беда в том, что у нас идеологию рассматривают в отрыве от экономики, от культуры, от социальных проблем. Но идеология не может жить изолированно! Идеология – это составная и неотъемлемая часть всей нашей жизнедеятельности!

Как показывает опыт передовых стран, идеологическая смазка может быть совершенно различной и тем не менее прекрасно выполнять свои функции. К примеру, в Китае марксизм-ленинизм и идеи социальной справедливости прекрасно сочетаются с рыночными механизмами. В Японии институт монархии сплачивает нацию, которая совершает просто фантастические преобразования. В США идея максимальной самореализации творит чудеса.  

А что у нас? Мы не можем строить взаимоотношения в нашем обществе на реалиях даже позднего Советского союза. Почему? Фундамент разрушен. Кровеносная система забита коррупционными тромбами. Идеологии просто нечего смазывать!

Что такое партии в Кыргызстане? Это обычные акционерные общества, которые отличаются друг от друга только толщиной кошельков. Чем занимаются наши партии? Борьбой за власть. И в этом их главная ошибка и слабость. Нужно бороться не за власть, а за умы и сердца избирателей. Партии должны работать не только в период перед выборами, а постоянно, каждый день! Партия сильна не числом мест в Жогорку кенеше, и работа партии заключается не в заседаниях ее парламентской фракции, а активностью рядовых ее членов, ее участием в жизни каждого села, поселка, государства.  

Сейчас у нас на местах люди создают параллельные государственным структуры самоуправления. Это и общины, и кооперативные союзы. Эта инициатива снизу рано или поздно сметет те государственные структуры, которые не выполняют возложенные на них функции. Это закон диалектики – лишнее само отмирает…

POLIT.KG

Читайте также: