Будем и дальше сидеть дома, или начнем бороться за жизнь?

До окончания режима ЧП в Бишкеке и ряде других регионов Кыргызстана остается меньше недели, но уже звучат «мнения» о необходимости его продления. Давайте подумаем, насколько это необходимо и чем чревато?

Во-первых, выход из режима ЧП должен быть поэтапным, но всеобъемлющим и обязательным для всех регионов республики. Логично режим ЧП перевести сначала в режим ЧС.

Однозначно, режим ЧП должен быть отменен для всех регионов и населенных пунктов, где он был введен не позже 15 апреля, не смотря на динамику распространения инфекции. Почему? В обществе назревает недовольство режимом ЧП как необоснованным и чрезмерно жестким. Государство в условиях режима ЧП обязано взять на себя гораздо больший объем социальной поддержки населения, вплоть до компенсации экономических потерь бизнесу, что оно сделать не в состоянии. Режим ЧП наносит республике больше вреда, чем пользы. Его продление даже на 2 недели может вызвать в обществе протесты и откровенное неповиновение, что может перерасти в открытые протесты. Естественно, доверие власти и ее структурам при этом будет существенно подорвано. Если будет введен более щадящий режим ЧС в тех регионах, где ситуация не критична, это будет подтверждением понимания ситуации со стороны властных структур и воспринято позитивно.

Режим чрезвычайной ситуации должен быть сохранен в тех регионах, где показатели распространения инфекции (динамика роста числа заболевших) сохраняется на опасном уровне до 1 мая 2020 года. Это скорее всего будут г.Ош, Жалал-Абад, Баткен и ряд районов юга республики. Нет необходимости сохранять режим ЧС в Таласской, Чуйской, Нарынской, Иссык-Кульской областей и в столице республики. В этих регионах должен оставаться режим санитарной противоэпидемической безопасности, который предполагает такой же тщательный мониторинг и соблюдение мер карантина для больных и лиц с симптомами, близкими к ОРВ. Но однозначно, без комендантского часа и тотального контроля за передвижением граждан и авто. Важно сохранить на столь же высоком уровне контроль за санитарно-эпидемической ситуацией по всей республике. С этой целью: по-прежнему должны действовать ограничительные меры въезда и выезда граждан за пределы республики. НО не должно быть ограничений на передвижение ВНУТРИ республики, так как данные ограничения грозят потерей контроля за безопасностью и ведут с усилению регионализма. Стремление к обособлению уже дает негативные результаты, на местах усиливается стремление к полной самоизоляции, которое уже выходит за рамки разумного самосохранения. Курс на самоизоляцию пагубно отражается и на экономических отношениях, является самым значительным тормозом в развитии регионов.

Понятно стремление к сохранению контроля за передвижением граждан со стороны тех государственных структур, для которых эти методы работы представляются наиболее эффективными и привычными в силу специфики их деятельности. Тем не менее, однозначно должны быть отменены с 15 апреля все ограничения на передвижения по республике и сняты все блок-посты.

Режим ЧС (по результатам динамики распространения инфекции) должен предусматривать следующие ограничительные меры на той территории, где он сохранится: по-прежнему должны оставаться запреты на работу предприятий развлечений (ярмарки, аттракционы, театры и кинотеатры, стадионы, мечети и церкви и т.д.), общественного питания (кафе и рестораны), крупных торгово-развлекательных комплексов и рынков (за исключение продуктовых рынков и продуктовых магазинов). Все остальные предприятия должны приступить к работе с 15 апреля. Естественно, самым тщательным образом сохраняя противоэпидемические требования (включая санобработку помещений, контроль за состоянием здоровья работников и т.д.)

С 15 апреля должны быть сняты ограничения на транспортное обслуживание городов, с требованием дезинфекции транспорта каждые 2- 4 часа работы, что не сложно организовать самим транспортникам и проверить подразделениям Санэпиднадзора. Без возобновления работы общественного транспорта невозможно говорить о возвращении к нормальному ритму работы предприятий и организаций республики.

Снятие режима ЧС должно быть мотивировано все той же динамикой распространения инфекции: чем лучше будет организована работа по предотвращению распространения инфекции, тем скорее регион будет выведен из режима ЧС. Для крупных городов – Бишкека и Оша – сохранение режима ЧС дольше 31 апреля НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО, не зависимо от динамики распространения инфекции в этих городах. Велика вероятность «голодных бунтов», неподчинения требованиям правоохранительных органов и прочих протестных стихийных акций.

Целесообразно вернуться к старой системе санэпидконтроля, выделив его в самостоятельную структуру и до улучшения обстановки подчинив эту структуру Правительству республики. О какой профилактике заболевания можно вести речь, если в Кыргызстане заражаются коронавирусом сами врачи!? Это говорит прежде всего о низком санитарном уровне учреждений здравоохранения. Заражение коронавирусом самих врачей – это не «производственные травмы», а «нарушение техники безопасности»! Каждый такой случай – это Чрезвычайная ситуация, требующая тщательного разбора и оргвыводов.

К слову, в своем выступлении 8 апреля президент России Владимир Путин подчеркнул важность профилактических мер в борьбе с коронавирусом, причем относиться с подчеркнутым вниманием к каждому региону и принимать меры, адекватные обстановке: «Главная цель защита людей, но при этом нельзя останавливать экономику, транспортное, грузовое и пассажирское сообщение между регионами, массово ограничивать работу предприятий, даже не взирая на обстановку. Тем более, когда в регионе зарегистрированы единичные случаи заражения. Мы должны понимать, к какому урону это может привести. Даже в Москве, при такой концентрации населения, нет массового закрытия предприятий. Нельзя всех грести под одну гребенку. Сейчас нужно создавать все условия, чтобы предприятия и организации возвращались к нормальному режиму работы». Путин призвал очень вдумчиво относиться к введению обоснованных ограничений для тех предприятий, работа которых может быть сопряжена с опасностью заражения, и не грузить справками и ограничениями остальные.

Конечно, Кыргызстан не обладает такими финансовыми и материальными ресурсами, как Россия. Но методика противодействия вирусу заслуживает внимания. К слову, примерно такой же путь борьбы с коронавирусом и защиты отечественной экономики выбрала и Япония. Там прекрасно понимают, что одними ограничениями на передвижение граждан проблему НЕ РЕШИТЬ. От политики «Сидим дома» и в России, и в Японии, да и в других странах все активнее переходят к политике точечной борьбы с коронавирусом, делая упор на профилактику заболевания, санитарные противоэпидемиологические меры. И всерьез уже озаботились возобновлением экономической деятельности.

У нас в Кыргызстане правительство заявило о наличии плана антикризисных мер, но общественность об этом плане пока мало информирована. Не известно, вошли ли в эту программу меры, которые уже поднимают СМИ и политики, общественные деятели и простые граждане?

Необходима корректировка пенсий и социальных пособий, особенно для малоимущих граждан. Причем, в индексации пенсий и пособий остро нуждаются в большей степени те граждане, у которых размер этих пенсий и пособий ниже прожиточного минимума. Антимонопольным службам необходимо усилить контроль за ценообразованием на основные товары продовольственной группы, установив экономически обоснованный уровень максимальных наценок. Особое внимание должно быть уделено ценам на лекарственные препараты, уровень наценки на которые не должен превышать 20 процентов от оптовых цен или цен производителей.

Необходимо подготовиться к ситуации по продлению режима ЧС. В виду особенностей распространения коронавируса республике придется ограничить внешние связи (это покажут результаты противовирусных действий в соседних странах) вплоть до полного запрета на въезд-выезд граждан. Режим такого ограничения может продлиться не один месяц. Кыргызстан должен предусмотреть развитие ситуации по самому негативному сценарию и иметь соответствующую Программу антикризисного развития, которая должна предусмотреть продовольственную безопасность, социально-политическую стабильность.

Кыргызстан уже в самое ближайшее время столкнется с проблемами размещения и трудоустройства трудовых мигрантов, которые вернутся из других стран. Это задача не только экономическая, но и политическая. Сотни, а возможно и тысячи мигрантов могут оказаться фактором дестабилизации политической обстановки в стране. Поэтому Кыргызстану необходимы масштабные проекты, которые смогут задействовать трудовые ресурсы.

В условиях даже частичной самоизоляции Кыргызстану необходимо усилить контроль за использованием сельскохозяйственных земель. Кыргызстану придется ограничить экспорт отдельных групп продовольственных товаров и усилить контроль за импортом продовольствия. Особое внимание Продовольственной безопасности!

Мы не можем знать, как отразится пандемия коронавируса на экономиках других стран, с которыми у Кыргызстана имеются союзные и иные экономические отношения. Поэтому будет крайне сложно прогнозировать любые отношения с внешним миром. В этих условиях система исполнительной власти страны должна быть предельно ответственная, решительная и креативно мыслящая.

Аркадий Гладилов

Читайте также: