О политической ситуации в Кыргызстане накануне объявленных выборов в Жогорку Кенеш КР

Оценки и комментарии, стратегические цели и текущие задачи от политической партии «ВЛАСТЬ НАРОДУ» («БИЙЛИК ЭЛГЕ»)

1. Кыргызстан находится в сложной политической ситуации, в какой ни разу не был с момента обретения суверенитета, которая в любой момент может вылиться в массовые протестные выступления. Пандемия коронавируса до предела обострила системные проблемы в экономике, и главное – низкий уровень управления отраслями, неспособность управленческих структур решать элементарные задачи, и тем более принимать грамотные решения в условиях полномасштабного кризиса.

2. Нынешний состав Жогорку Кенеша продемонстрировал низкий уровень политической компетентности, безответственность в разработке и принятии судьбоносных решений, неспособность эффективно управлять исполнительной ветвью власти, невыполнение собственных обещаний, данных избирателям. Депутаты Жогорку Кенеша, за редким исключением, НЕ ИМЕЮТ морального права снова баллотироваться в парламент.

3. Политические партии, имеющие фракции в ЖК, должны дать объективную оценку своим представителям в парламенте с тем, чтобы в новые списки кандидатов в депутаты не включать политиков, которые дискредитируют и сами партии, и высший законодательный орган страны. Но состояние практически всех политический партий Кыргызстана не отвечает современным требованиям, элементарным нормам и понятиям, принципам и методам работы политических организаций. Фактически в Кыргызстане НЕТ политических партий, которые бы представляли интересы хотя бы сравнительно небольших групп населения.

4. Выборы в Жогорку Кенеш уже давно НЕ ЯВЛЯЮТСЯ волеизъявлением народа, несмотря на все чисто технические методы контроля и обеспечения прозрачности самого процесса голосования. Партии формируют свои списки кандидатов не в интересах всего народа страны, и не профессиональный уровень кандидата является определяющим условием его места в списке, а его финансовые возможности. Не состязательность партийных программ определяет победу партии на выборах, а банальный подкуп избирателей, который стал явлением повсеместным.   

Политическая партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» и в анализе ситуации, и в своих программных целях опирается на классический марксизм, который позволяет четко видеть причины кризисных явлений, способы решения проблем, стратегические цели и текущие задачи.

Партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» считает НЕОБХОДИМЫМ:

Если власть принадлежит народу, то почему народ не может быть хозяином?

Признать ошибочной политическую стратегию построения рыночной экономики, предусматривающую свертывание государственного сектора экономики, как неэффективного и трудно управляемого. Низкий уровень менеджмента и коррупционные проявления являются главными причинами разрушения госсектора, а не его организационная структура и форма собственности.

Возвращение народу реальной власти и рычагов управления государством создаст предпосылки для контроля над жизненно важными отраслями и сферами жизнедеятельности: здравоохранение, образование, структуры государственной безопасности, социальные организации, бюджетообразующие предприятия и пр.

Назначения руководителей любых структур не по признакам родства или политико-корпоративных связей, а исключительно в интересах народа и государства, восстановление системы конкурсного отбора и назначения руководителей всех уровней управления отраслями, государственными структурами и организациями вернет утерянные позиции отраслям и в целом экономике страны. А повышение эффективности производства непосредственно отразится на реализации социальных программ, повышении жизненного уровня народа страны.

Человеческая жизнь – не кошелек. Здравоохранение – не бизнес.

Пандемия коронавируса высветила целый пласт проблем, ранее остающихся в тени государственной политики. Коммерциализация здравоохранения привела к его неспособности оперативно и адекватно реагировать на возникающие угрозы. Врачи вынуждены больше думать не о повышении своего профессионального уровня, не о спасении жизней пациентов, а о собственном материальном благополучии. И такое положение стало следствием низкого уровня финансирования здравоохранения в целом. И самое главное звено в этой сфере – это врачи. Даже прекрасно оснащенные больницы, самое современное оборудование без грамотного обслуживания и высокопрофессионального персонала не решат проблемы.

Практика решения важнейших задач в борьбе с пандемией показала полную неспособность и государственных чиновников, и руководства Минздрава решать возникающие задачи. Правительство принимает решение (о выплате компенсации медперсоналу в случае заболевания коронавирусом) стимулировать не повышение безопасности медицинского персонала и усиление противоэпидемиологической работы, а напротив – увеличивать число заболевших медицинских работников в расчете на получение компенсации?! Не удивительно, что стало расти как раз число заболевших врачей! В отдельных регионах стала остро ощущаться нехватка медперсонала. Потребовалось полгода для понимания простой истины – что нужно стимулировать труд медицинского персонала и платить достойную заработную плату.

И в этих условиях проявилась еще одна проблема: оказалось, что в нашей стране, которая готовит врачей для Индии, Пакистана и ряда других стран, не хватает специалистов по целому ряду направлений здравоохранения. Особенно тяжелое положение в регионах, куда специалисты не хотят ехать по причине низких заработных плат, отсутствия элементарных бытовых условий и перспективы личностного и профессионального роста. Так почему бы не возродить прежний порядок подготовки специалистов, когда врачей, подготовленных на бюджетной основе, отправляли в регионы хотя бы на пару лет? Почему государство устранилось от формирования госзаказа на специалистов для системы здравоохранения, и финансово стимулировать через госзаказы медицинские вузы?   

Лекарственное обеспечение давно отдано на откуп частному бизнесу, для которого естественен главный интерес – прибыль. Поэтому цены на лекарства в Кыргызстане не укладываются не только в социальные стандарты, но даже в рамки здравого смысла: на многие препараты они в разы превышают оптовые (цены производителей) цены.

Решение всех этих проблем лежит на поверхности, но ни парламентарии, ни правительство в упор его не видят. Что мешает ввести предельные процентные надбавки на лекарственные препараты, что сделали правительства многих стран, к примеру, в соседнем Узбекистане (20 процентов – максимальная надбавка к оптовым ценам). Давно необходимо уравнять ставки заработной платы врачей, учителей и представителей других социально значимых профессий с заработной платой чиновников самого высокого уровня, в том числе с парламентариями, министрами, как это сделано во многих развитых и развивающихся странах. Это позволит привлечь в сферу управления настоящих профессионалов, а не ставленников политических или иных сил. Профессионалы не допустят такого уровня содержания здравоохранения, который близок к его полной деградации.

Обеспечение ниже «прожиточного уровня» — это уничтожение собственного народа!

Если государственные структуры, депутаты всех уровней признают как неизбежное зло обеспечение почти половины стариков страны ниже «прожиточного уровня» и оправдывают нищету слабой экономикой – это преступление против собственного народа. Партия «Власть народу» считает необходимым как пересмотр самого понятия «прожиточного уровня», которое должно включать в себя не условия выживания на уровне крайней нищеты, а достойного существования, так и порядок определения категорий граждан, подпадающих под оказание государственной поддержки в случае, если их доходы ниже этого «прожиточного уровня».

Мы считаем крайне важным пересмотр всей системы социального обеспечения граждан, особенно тех категорий, которые либо по возрасту, либо по состоянию здоровья нуждаются в помощи государства. В социальном обеспечении не должно быть таких диспропорций, когда, к примеру, пенсии политиков и государственных деятелей многократно превышают пенсии простых тружеников. Партия против уравниловки в любых сферах и вопросах, но мы считаем, что в вопросах социального обеспечения государство обязано компенсировать гражданам их потери и неспособность побеспокоиться о накоплении средств к старости, так как именно государственные структуры (Нацбанк, Минфин и пр.) не смогли обеспечить стабильность национальной валюты в период ее функционирования (с 1993 года), допустив ее обесценивание за этот период почти в 20 раз!

Государство в лице своих законодательных и исполнительных органов не смогло организовать, создать необходимые условия для сохранения и развития экономики, чем вызвало рост безработицы и массовую трудовую миграцию. Безработица не позволила многим гражданам создать необходимый размер отчислений в пенсионный фонд для получения достойной пенсии. Только в 2019 году удалось принять Соглашение, по которому кыргызские трудовые мигранты получают право на часть российской пенсии, но многие тысячи кыргызстанцев, отработавшие в России десяток лет, так и остаются «невидимками» для кыргызской пенсионной системы.

Партия «Власть народу» считает разорительной и крайне неэффективной со всех позиций практику трудовой миграции граждан Кыргызстана. Страны, принимающие трудовых мигрантов, не несут социальной нагрузки по воспроизводству трудовых ресурсов – эта нагрузка целиком ложится на страны, поставляющие трудовые ресурсы (социальная поддержка матерей и детей, здравоохранение, образование, профессиональная подготовка и пр. расходы). В этой связи Кыргызстану необходимо пересмотреть весь комплекс вопросов по сокращению трудовой миграции.  

Самоизоляция Кыргызстану смерти подобна.

Для Кыргызстана экономическая самоизоляция, далеко не самые добрые отношения с соседними государствами – самые болезненные удары не только по отечественной экономике и благосостоянию собственного народа, но и по самой государственности, суверенитету, национальной безопасности. Нередко внешнеполитические проблемы оборачиваются серьезными экономическими потерями для республики. В свою очередь экономические интересы наших более сильных во всех отношениях соседних государств порождают политическую напряженность в отношениях с ними. Поэтому многовекторность во внешней политике, надо признать, себя не оправдала. Такие отношения больше похожи на беспринципность и угодничество, продажность и банальный конформизм, что не укрепляет чувство национального самоуважения и авторитет страны.

Отстаивать свои национальные интересы Кыргызстан может только в тесном сотрудничестве и взаимодействии с одним внешним партнером-союзником, либо в рамках одного политико-экономического союза (блока). Наша республика большие надежды возлагала на членство в ЕАЭС, но по ряду как собственных недоработок, так и внешних факторов эти надежды остаются не реализованы.

Партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» не склонна ставить под сомнение целесообразность дальнейшего членства Кыргызстана в ЕАЭС, потому как альтернативы интеграционным процессам в рамках этого союза не существует. Более того, «Власть народу» решение существующих проблем и разногласий видит в углублении интеграции с крупными и влиятельными членами союза – Россией и Казахстаном. Мы будем последовательно выступать за ликвидацию между нашими странами всех барьеров и границ, которые ограничивают торговлю и взаимодействие в других сферах.

Партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» намерена инициировать рассмотрение возможности и целесообразности присоединения Кыргызстана к государственному союзу России и Белоруссии.

Партия «Власть народу» считает вопросом первостепенной важности – решение пограничных конфликтов. Ликвидация барьеров между государствами на пути движения граждан и товаров, технологий и капиталов НЕ ДОЛЖНА сопровождаться неуважением к государственным границам Кыргызстана. Необходимо в самые короткие сроки завершить переговоры с сопредельными странами по спорным территориям, провести делимитацию и демаркацию границ на юге страны.

Вернуть образованию статус НАРОДНОГО.

Высокообразованный народ способен сделать свою страну процветающей, а собственную жизнь – достойной. Партия выдвигает лозунг: «Образованный народ – богатый народ – богатая страна».

Среднее образование должно быть обязательным для всех граждан страны. Целесообразно, по опыту передовых стран Европы, среднее базовое образование совместить с профессиональным с тем, чтобы выпускники школ имели профессию и могли сразу же включаться в жизнь общества.

Высшая школа Кыргызстана в последние годы заметно растеряла свой потенциал и снизила качество подготовки специалистов. Коммерциализация высшей школы и расширение практики контрактной формы обучения с одной стороны позволяет увеличить стимулирование педагогического коллектива вузов, но с другой стороны из боязни потерять студентов способствует снижению требовательности к их знаниям. Партия «Власть народу» предлагает в документах об образовании в обязательном порядке отмечать условия получения образования: заочная или очная форма обучения, бюджетное или коммерческое финансирование и т.д. Это не приведет к дискриминации специалистов, но будет дополнительной информацией для работодателей по более эффективному использованию специалистов. Более подробная информация об условиях получения высшего образования должна стать обоснованием для продвижения специалиста по служебной лестнице, что в конечном итоге станет дополнительной гарантией от проникновения в сферы управления людей малообразованных и профессионально слабых.

Партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» считает профессию УЧИТЕЛЬ, как и профессию ВРАЧА, государственно важной и оплачиваемой соответственно.

Стимулировать людей, которые занимаются бизнесом.

Кыргызстан, который за годы независимости из индустриально-аграрной экономики стал аграрно-индустриальной, вряд ли вернет себе былой статус. За 30 лет страна пережила главную революцию – смену формаций: от планово-советской системы, которая представляла собой особую разновидность государственного капитализма социальной направленности, к «дикой» рыночной вакханалии с полным набором средств, присущих периоду первоначального накопления капитала. Эта социальная революция больнее всего ударила по простым гражданам, которые не имели доступа к материальным или финансовым ресурсам государства, и которые в одночасье потеряли не только все свои прежние сбережения, но и надежды на будущее. В то же самое время небольшая часть граждан, имевших доступ к ресурсам, либо к властным структурам, смогла стать реальными собственниками средств производства. Из этих кругов и образовалась нынешняя политико-экономическая элита Кыргызстана. В силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера эта элита оказалась не в состоянии сохранить, а тем более приумножить состояние страны. Бизнес приобретал характер спекулятивно-базарной экономики, дающей быструю отдачу, но разрушая при этом экономику производственную.

И само производство все больше скатывалось к мелко-кустарному, с низкой производительностью и эффективностью. Все то, что сегодня именуется малым и средним бизнесом есть осколки разрушенной советской экономики. Поэтому, рассматривая стратегию поддержки малого и среднего бизнеса, целесообразно вспомнить недавний опыт прошлой формы существования этих предприятий и организаций. Так, к примеру, повышение эффективности сельскохозяйственного производства можно обеспечить объединением мелких фермерских хозяйств в кооперативы и другие формы организации агробизнеса. В сфере транспортного обслуживания уже идет процесс укрупнения организаций. В сфере торговли лучших результатов добиваются крупные торговые сети. Оптовые советские структуры нынче именуются логистическими центрами. Но парадокс в том и заключается, что государственная налоговая политика не стимулирует процессы экономической интеграции, никак не заинтересовывает производителей к объединению, к наращиванию объемов производства. С другой стороны, существующий порядок налогообложения бизнеса позволяет эффективно работающим предприятиям уклоняться от налоговой нагрузки.

Налоговая политика должна максимально учитывать местные условия, но безусловно полезен и опыт других стран, которые преодолели свои трудности именно благодаря умелому использованию фискальных механизмов. «ВЛАСТЬ НАРОДУ» будет добиваться формирования такой системы налогообложения и граждан, и малого и среднего бизнеса, которая позволит изжить коррупцию в налоговой сфере, будет стимулировать честный и производительный бизнес на всех его уровнях. Одним из главных элементов этой системы должен быть принципиально новый порядок налогообложения граждан и частных предпринимателей, когда государство устанавливает ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР ГОДОВОГО ДОХОДА предпринимателя, или любого частного лица, который вообще не подлежит НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ. Более того, в этот налогонеоблагаемый доход должны быть включены расходы на содержание нетрудоспособных членов семьи частного предпринимателя. Этот порядок упростит систему налоговой отчетности и сделает ее более социально справедливой.

Партия «Власть народу» не отрицает рыночные механизмы и не призывает к мировой пролетарской революции для ликвидации капитализма. Но мы обязаны даже в условиях «дикого капитализма» создавать социальные ограничители для бизнеса. Современный уровень производительных сил и производственных отношений позволяет обеспечивать достойную жизнь всем гражданам страны. Конечно, при условии, когда бизнес не отягощен коррупционной нагрузкой, а распределение доходов носит социально ориентированный характер.

Марксизм и религия.

Известное изречение Маркса, что религия является опиумом для народа, надо полагать, было серьезно искажено коммунистами прошлой эпохи. Маркс вкладывал в эти слова несколько иной смысл. В середине 19 века опиум рассматривался в большей степени не как наркотическое средство, а как сильно обезволивающее, лекарственное! И тогда совершенно иначе следует понимать выражение Маркса: религия для народа в те годы была в большей степени именно тем средством, которое снимало боль социальных противоречий, спасало жизни, примиряя различные группы людей. Религия объясняла природу многих явлений, приглушала боль и страдания простого народа, помогала держать народ в религиозном страхе. Отрицать прогрессивное значение религий невозможно. Ни одна философская доктрина пока не в состоянии столь же просто и масштабно управлять духовной жизнью людей.

Партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» именно так рассматривает роль религий в современном обществе – как духовно-нравственную основу человека. При этом не имеет никакого значения, какую именно религию исповедует человек, или он вообще вне религиозного сообщества, является убежденным атеистом. Партия считает, что многоконфессиональность не является угрозой общественной стабильности или каким-то иным способом вредит государству и обществу. Напротив, партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» угрозу общественной стабильности и гражданскому миру видит в абсолютизации религиозными лидерами религиозных догм именно их религии, в исключительности и истинности того или иного религиозного направления и непризнания иных религиозных течений, вплоть до активного противодействия с ними.

 Партия «Власть народу» также против использования религий в качестве манипулирования сознанием и отдельного верующего, и всего общества в политических или иных, отличных от духовно-нравственных задач, целях. Партия поддерживает принцип невмешательства государства в дела религий, равно как невмешательство религиозных конфессий в дела политические, государственные. При этом мы должны понимать, что полной самоизоляции как государства от религии, так и религии от государства быть не может. Но общество может и должно выработать такие правила сосуществования государства и религий, которые служат не просто стабильности государства и миру в обществе, но НЕ ТОРМОЗЯТ утверждение демократии, научно-технический прогресс, межличностные отношения и связи с внешним миром.

Партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» не приемлет навязывание всему обществу норм поведения и морально-нравственных ценностей, присущих одной религиозной конфессии, пусть даже являющейся самой массовой в стране.    

Партия «ВЛАСТЬ НАРОДУ» готова к тесному сотрудничеству со всеми политическими партиями, общественными организациями, разделяющими данные програмные цели партии. 

Политический совет партии «ВЛАСТЬ НАРОДУ»                   

Читайте также: