Побеждает Шайлообек Атазов и его команда

Шайлообек Атазов, кандидат в депутаты ЖК по Свердловскому одномандатному округу, после всех судебных мытарств, попыток провокаций против него, все-таки признан победителем. Разбор любой выборной кампании – чрезвычайно сложное и небезопасное дело. Противники кандидата редко когда признают поражение, до последнего будут искать аргументы в защиту своей позиции и просчеты, а то и откровенные противоправные действия противной стороны. И все же попытаемся разобраться, кому и почему отдают свои голоса избиратели.

Команда кандидата – это 50 процентов успеха!

Ничуть не преувеличиваем, в отдельных случаях процент может быть и выше. И касается это не только кандидатов-одномандатников, но и политических партий. В отдельно взятом избирательном округе проще выстраивать всю предвыборную работу, контролировать акции и всю PR-работу.

Личность кандидата – очень весомый аргумент. К примеру, имидж Дастана Бекешева и до выборов был настолько высок благодаря его предыдущей депутатской деятельности, что и без особой пропаганды и агитации он был уверен в победе. В других округах не было столь харизматичной и популярной политической фигуры, поэтому здесь и нужно было хорошо поработать специалистам-политтехнологам. К слову, не всем депутатам прошлого созыва удалось прорваться в новый парламент, и по каждому кандидату можно составить список его промахов и ошибок. Но сейчас не об этом речь. Попробуем бегло остановиться на причинах победы все того же Шайлообека Атазова. Чем его образ отличается от образа его главного соперника Муртазалиева? Оба спортсмены, завоевавшие высокие титулы, молоды, энергичны, с большими амбициями. И набрали примерно одинаковое число голосов.

Предвыборная стратегия Атазова строилась на личных встречах с избирателями. Его команда была не столько профессионально подготовлена, но зато заточена на победу. Главный постулат – не восхваление кандидата, а его готовность работать ради людей, на решение жизненных проблем. Конечно, не вина избирателей в том, что они не совсем правильно понимают функции и задачи депутатов, и загружают кандидата просьбами, далекими от его будущих обязанностей, типа ремонта дорог, устройства канализации и т.п. На встречах с избирателями Атазов своими выступлениями показал себя зрелым политиком, а его группа поддержки лишь усиливала это впечатление.

За что же голосовали избиратели?

Даже беглый опрос избирателей любого округа показывает, что граждане не знают программ кандидатов. Большинство ориентируются на наглядную агитацию – чем больше баннеров, тем выше узнаваемость кандидата. В этом плане по Свердловскому округу лидировал Муртазалиев.

И все-таки, чем ближе к дню выборов, тем больше избиратели стали интересоваться программами кандидатов. И тут удивительное дело – оказалось, что программы кандидатов, если даже они есть, либо похожи как братья-близнецы, либо совершенно абстрактны и малоинтересны.

Почему-то у нас в стране сложилось мнение, которое активно поддерживают и сами депутаты, что программы не нужны вообще. Что избиратели их не читают, а депутаты не выполняют. Но тогда возникает вопрос: а что же тогда мы выбираем? За какое будущее отдаем голоса?

Естественно, программа кандидата – это не просто набор обещаний, как думают некоторые политики. Программа кандидата – это и принципы его депутатской деятельности, и основные ее направления, и предстоящие инициативы в тех областях и сферах жизнедеятельности, которые ему хорошо известны, и в целом видение развития страны.

Чем интересна Программа Атазова? Остановимся на наиболее значимых ее моментах.

Социальная политика.

Жогорку Кенеше должен наконец-то разработать и принять закон о социальных стандартах. Это не «минимальный размер оплаты труда», на который реально прожить невозможно, и не «продуктовая корзина» с кошачьими нормами, а научно обоснованные и цивилизационные условия жизни граждан страны.  Закон о социальных стандартах должен носить универсальный характер и служить правовым индикатором самого процесса законотворчества.

Здравоохранение.

Это базовая часть Программы развития государства. Человеческая жизнь – не кошелек. Здравоохранение – не бизнес. Коммерциализация здравоохранения лишила эту важнейшую сферу возможности оперативно и адекватно реагировать на возникающие угрозы. И такое положение стало следствием низкого уровня финансирования здравоохранения в целом. Лекарственное обеспечение отдано на откуп частному бизнесу, для которого естественен главный интерес – прибыль. Поэтому цены на лекарства в Кыргызстане не укладываются не только в социальные стандарты, но даже в рамки здравого смысла. Опыт решения этих проблем есть у наших соседей, которые ввели предельные процентные надбавки на лекарственные препараты, (К примеру, в Узбекистане 20 процентов – максимальная надбавка к оптовым ценам). 

Давно пора уравнять ставки заработной платы врачей, учителей и представителей других социально значимых профессий с заработной платой чиновников самого высокого уровня, в том числе с парламентариями, министрами, как это сделано во многих развитых и развивающихся странах. Это позволит привлечь в сферу управления настоящих профессионалов, которые не допустят деградации здравоохранения. 

И не забывать о профилактике заболеваний. Восстановить практику профилактических осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях. Это более эффективное направление, чем вакцинация. Государство должно взять курс на оздоровление народа. Укрепление иммунитета не вакцинами, а здоровым образом жизни, отказом от курения и алкоголя. Борьба с этим злом должна носить не характер компанейшины, не силовыми методами и запретами, а исключительно методами убеждения. 

Образование.

Необходимо безотлагательно решать проблемы средней школы. Эта задача актуальна не только для городских школ с их чрезмерной перегрузкой, что не позволяет учителям выстраивать нормальный образовательный процесс, но и для школ в сельской местности, где важно поднять уровень образования учащихся и улучшить техническое оснащение учебного процесса.

Мы должны добиваться решения проблем с предоставлением социального жилья для педагогов, учитывая, что они несут не меньшую ответственность за будущие поколения, политическую и социальную стабильность в государстве, чем сотрудники правоохранительных органов. Нормы и условия предоставления социального жилья для этих и некоторых других категорий сотрудников (работники сферы культуры, административный аппарат госучреждений) должны регулироваться Законом о социальных стандартах.

Очень важно также школьные программы в Кыргызстане согласовывать с программами обучения в Российской Федерации, чтобы выпускники наших школ могли без проблем поступать в высшие и средне-технические учебные заведения РФ, получать востребованные в государствах-членах ЕАЭС, в который входит и наша республика, профессии.

Экономика.

Кому мешает многоукладность экономики в вопросах собственности? Пора признать ошибочной политическую стратегию построения рыночной экономики, предусматривающую свертывание государственного сектора экономики, как неэффективного и трудно управляемого. Низкий уровень менеджмента и коррупционные проявления являются главными причинами разрушения госсектора, а не его организационная структура и форма собственности.

Для Кыргызстана играет огромную роль механизм управления сферами жизнедеятельности. К сожалению, в стране доминирует субъективный подход к продвижению людей на руководящие должности. Назначения руководителей любых структур не по признакам родства или политико-корпоративных связей, а исключительно в интересах народа и государства, восстановление системы конкурсного отбора и назначения руководителей всех уровней управления отраслями, государственными структурами и организациями вернет утерянные позиции отраслям и в целом экономике страны. А повышение эффективности производства непосредственно отразится на реализации социальных программ, повышении жизненного уровня народа страны.

Лучше всего Кыргызстан производит… рабочую силу для других стран

Ни с моральной, ни с экономической точки зрения нельзя рассматривать трудовую миграцию молодежи как положительное явление, способствующее укреплению и развитию Кыргызстана. Необходимо менять мотивацию и ориентацию молодежи не на поиск счастья за рубежом, а на поиск путей возрождения экономики Кыргызстана, развитие культуры своего народа.

Кыргызские спортсмены тоже могут добывать золото!

Каждая страна сильна в определенных, порой немногочисленных видах спорта, для развития которых имеются соответствующие природные условия и которые близки традициям и менталитету народов этих стран. Северные страны сильны в хоккее, фигурном катании, спортсмены южных стран показывают хорошие результаты в легкой атлетике, беге, плавании.

А Кыргызстан, как показывают результаты международных спортивных состязаний, показывает неплохие результаты в единоборствах: у нас есть замечательные борцы, а наши девушки показывают отличные результаты в боях без правил. Государство, надо признать, не оказывает должной поддержки развитию даже тех видов спорта, которые приносят стране призовые места на международных соревнованиях. Должна быть принята Программа развития спорта в КР, которая будет включать не просто систему солидной мотивации за успехи и победы, но способствовать развитию массового спорта. В каждом районном центре должен быть Дворец спорта, в котором будут звучать не только золотые голоса певцов, но главным образом оглушительные аплодисменты нашим спортсменам!

Без языка нет нации, без культуры нет государства

Политизация языкового вопроса – это «медвежья услуга» государственному языку. Хотите убить любовь и уважение к языку? Введите, как на Украине, штрафы за пользование своим родным языком, которое расценивается как неуважение к государственному.

Кыргызстан был и остается истинным островком подлинной демократии, уважения ко всем этносам, которые и составляют НАРОД Кыргызстана. В нашей стране нет дискриминации ни по языковому признаку, ни по вероисповеданию, ни по какому другому. А существующие проблемы гуманитарного характера обусловлены не государственной политикой, а чаще просто безответственностью исполнителей, нехваткой денег, и тому подобными причинами. При этом нельзя забывать, что народ Кыргызстана многонациональный, и именно для укрепления дружбы, взаимопонимания необходимо поддерживать развитие всех языков, которыми пользуются граждане страны.

Старшее поколение кыргызстанцев ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ понимает не как уничтожение национальных различий, не как унификацию культур или насаждение национальных традиций доминирующей по численности национальной группы, а как искреннее уважение ко всем языкам и культурам, вере и традициям всех граждан.

Ассамблея народов Кыргызстана играет важную роль в укреплении межнационального мира и согласия. Но сегодня значение этой организации может существенно измениться, как и ее функции. Необходимо более активное участие этого союза диаспор в политических процессах (сегодня некоторые диаспоры равнодушны к политической жизни в стране, не принимают участие в выборах). Нельзя ограничиваться только этнофестивалями, песнями и плясками. Ассамблея должна стать не просто защитником и проводником интересов той или иной диаспоры, но развивать чувство сопричастности каждого гражданина к тем политическим процессам, которые способствуют развитию Кыргызстана, становлению государственности, сохранению мира и согласия.

Сохраним историю – сохраним культуру!

В силу многих причин в столице кардинально поменялся национальный состав ее жителей. Понятно, что для новых поколений бишкекчан не имеют особой ценности иные исторические здания, улицы, скверы, парки и даже такие зеленые массивы как Карагачевая роща. Скелет дома первого старосты города Терентьева – это немой укор современному поколению жителей столицы.

Мы должны с уважением относиться ко всему, что оставили нам предыдущие поколения людей, живших на нашей земле. Может, потому нас то и дело постигают неудачи, что мы забыли об этом уважении к памяти тех, кто строил наши города и села?!

Что я предлагаю?

1.            Образовать Фонд поддержки и сохранения истории и культуры города Фрунзе-Бишкека. Средства, которые будут аккумулироваться в этом фонде будут направлены исключительно на восстановление исторических зданий, в первую очередь на восстановление дома Терентьева. Контроль за расходованием средств должен быть не чиновниками министерств или каких-то департаментов, а исключительно общественными организациями.

2.            В восстановленном доме Терентьева создать Музей истории Пишпека-Фрунзе-Бишкека. Многие города с куда более скромной историей в обязательном порядке создают такие музеи, которые постоянно пополняются новыми экспонатами. В этом музее должны быть представлены не просто какие-то свидетельства славной истории города, а память о тех людях, что строили город. Это должен быть Музей дружбы народов, чтобы и нынешнее, и будущие поколения знали, что свои знания и опыт, талант и саму жизнь этому городу отдали представители более сотни народов.

3.            Нам необходимо сохранить исторические здания от варварского расхищения и уничтожения ради строительства очередной так называемой «элитки», а по сути дела ради пополнения карманов строительных компаний. Это для прежних руководителей мэрии эти старинные здания были просто рухлядью, портящей облик города. А ведь это и был исторический облик столицы, который нужно было сохранить. Я намерен инициировать законопроект о сохранении материальной истории страны и ее столицы.  

Обзор подготовили:

Аркадий Гладилов,

Калдан Эрназарова   

Читайте также: