POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Внешнеполитические ориентиры ЕАЭС – единая стратегия и единство взглядов стран-участниц

27.09.2018 10:14 - Polit.kg


На «круглом столе», организованном Клубом региональных экспертов КР «Пикир», было отмечено, что значение ЕАЭС в вопросах укрепления регионального взаимодействия и установления внешнеполитических связей, обусловлено, прежде всего, обширным потенциалом интеграции в различных сферах, как внутри самого объединения, так и на международной арене. При этом, формирование общего принципиального отношения к основным группам внешнеэкономических партнеров должно базироваться на единой внешнеполитической стратегии ЕАЭС, которая в свою очередь должна отражать единство политических принципов стран-участниц союза.

- Несмотря на то, что ЕАЭС создан как экономический союз, одной из его задач является общественно-политическая стабильность в странах-участницах через создание экономической стабильности. Так, очевидно, что для Кыргызстана вопросы миграции, которые собственно и стали основной причиной, по которой республика вступила в ЕАЭС, прежде всего, являются политическими, т.е. их решение позволяет сохранять в стране общественно-политическую стабильность, и лишь во вторую очередь – экономическими. Однако не секрет, что  политика не редко мешает экономическим отношениям государств внутри Евразийского экономического союза. Как это было, например, в 2017- м году в отношениях между Кыргызстаном и Казахстаном, - отметил, открывая дискуссию, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

Говоря об основных достижениях международной деятельности ЕАЭС, эксперт отметил создание временных зон свободной торговли с Ираном,  и Вьетнамом, а также соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем. Однако, говоря о перспективах сопряжения Евразийского экономического союза с китайским инфраструктурным проектом «Экономический пояс Шелкового пути», модератор указал на ряд проблемных зон в этом направлении.

- Сопряжение ЕАЭС и китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» подразумевает увеличение взаимовыгодного товарооборота и открытие границ. Однако, многие бизнесмены Кыргызстана на протяжении последних лет жалуются, что КНР наглухо закрывает свои границы. Скоро, видимо, будет легче слетать на Луну, чем получить визу в Китай. При этом граждане Китая без особых проблем приезжают в страны ЕАЭС. В таких условиях говорить о перспективах сопряжения двух глобальных проектов, на мой взгляд, преждевременно, - добавил эксперт.

Далее с докладом выступил эксперт в сфере госуправления Шерадил Бактыгулов, который напомнил, что сегодня перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. И если отношения ЕАЭС с ЕС осложняются конфликтом Евросоюза с Россией по украинскому вопросу и вряд ли, по разным оценкам, могут быть полностью урегулированы ранее 2025 года, то КНР занимает второе место среди внешнеторговых партнеров стран ЕАЭС.

- Совокупный товарооборот стран ЕАЭС с Китаем составляет 13,6 процента, пока он значительно уступает коллективному Евросоюзу, на долю которого приходится 48,9 процента, но доля Китая постоянно растет. В целом КНР – очевидный стратегический партнер ЕАЭС. Вместе с тем, сближение с КНР рассматривается как серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС, однако пути для сближения есть уже сегодня. Бишкек, как и Астана, и Москва видит его в более широком формате ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, а из ближайших шагов можно назвать, в частности, полезное для всех сторон сопряжение транспортных систем, - подчеркнул докладчик.

Продолжил дискуссию заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев, который отметил, что позиция Кыргызстана в рамках ЕАЭС достаточно пассивна, как с точки зрения взаимодействия внутри союза, та и в плане формирования его внешней политики, включая использование перспектив от китайского проекта «Один пояс – один путь».

- Из-за нашей пассивности мы все время ждем, когда кто-то нам что-то предложит. Саммит, проведенный по инициативе нашего Президента КР Жээнбекова в сентябре этого года в городе Чолпон-Ате после четырехлетнего перерыва, показал, что Кыргызстан способен проявлять активность и лоббировать национальные интересы. Но главе государства пришлось практически в «ручном режиме» выправлять ряд конфликтных ситуаций, сложившихся во внешней политике, - рассказал Кайрат Осмоналиев.

По его словам причиной того, что за прошедшие три-четыре года Кыргызстан испортил отношения с рядом партнеров, включая Азербайджан и Турцию,  является отсутствие адекватной государственной концепции внешней  политики.

- Документ, на основании которого осуществляется внешнеполитическая деятельность страны сегодня, был разработан еще в 2006 году и с тех пор в этот важный документ не вносились изменения, соответствующие общемировым политическим процессам, в которых Кыргызстан занимает свое определенное место. Т.е. сегодня он уже не отражает нынешней ситуации и не определяет внешнеполитический курс. Вина за это полностью лежит  на Министерстве иностранных дел КР и его главе Эрлане Абдылдаеве, который за шесть лет своей работы не сделал ничего в этом направлении, - подчеркнул эксперт.  

По его словам, не предпринимается внешнеполитическим ведомством никаких шагов и в сфере «экономической дипломатии», что крайне негативно отражается на торгово-экономических отношениях Кыргызстана с рядом стран, и, как следствие, на экономике республики. 

С тем, что МИД КР не защищает интересы своей страны, согласился и генеральный директор аналитического центра «Восток – Запад» Дмитрий Орлов. По его словам, Кыргызстану необходим институт профессиональных высококвалифицированных переговорщиков, которые будут вести переговоры от имени КР, потому что «в правительстве республики мало, кто вообще имеет представление о национальных интересах».

Продолжил тему общественный деятель Жыпар Жекшеев, который подчеркнул, что кыргызстанские чиновники, ответственные за то или иное экономическое направление развития государства, на встречах и международных совещания, ведут себя, как «гости», не проявляя никакой инициативы.

-  Кыргызстан пассивно ведет себя на арене Евразийского экономического союза, как и на любой другой международной площадке. Мы боимся подать голос, но это неправильная позиция. Иногда от мнения, высказанного нашей страной, может зависеть очень многое. В частности в том, что касается России.  Сегодня Россия, являясь центром ряда объединений, например ОДКБ и ЕАЭС,  фактически остается в одиночестве в ситуации блокирования ее экономических интересов. Почему бы нам не выступить в поддержку своего стратегического партнера, учитывая, что в этой стране находятся около миллиона кыргызстанцев, что позволяет сохранить стабильность в общественно-политической и социально-экономической ситуации, - подчеркнул Жыпар Жэкшеев.

В свою очередь депутат ЖК КР Евгения Строковаотметила, что некоторые парламентарии и чиновники от правительства и аппарата президента страны боятся потерять свои места в каких-то коррупционных схемах, поэтому и предпочитают отмалчиваться.

- Одним из примеров может служить создание единого рынка лекарственных средств для стран-участниц Евразийского экономического союза. Единый фармацевтический  рынок хотели запустить еще в 2016 году, в итоге запуск начался лишь 2017 году, однако Кыргызстан и на сегодняшний день не готов к этому. А все потому, что отдельным персонам это невыгодно ломать отлаженную коррупционную схему. Мы создали удобную площадку для коррупционеров из других стран, которые договариваясь с нашими чиновниками, создают основу для сращивания коррупционных интересов. То же самое происходит и в других отраслях. Пока добросовестные производители регистрируют товар согласно установленным правилам, контрафакт свободно проходит через открытые границы. В то время как честный бизнес, как и государство, остаются ни с чем, отдельные лица зарабатывают на таких схемах состояния, - подчеркнула парламентарий.

О том, что отечественный бизнес находится под «политическим крышеванием», сказал политолог Денис Бердаков. По его словам, такие выводы делают зарубежные инвесторы, которые отмечают и низкий уровень делового климата в Кыргызстане. В силу высокого уровня коррупции республика не может привлечь хороших инвестиций и воспользоваться плюсами ни одного из интеграционных объединений, в которых участвует.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»

 

Версия для печати   |   Просмотров: 89   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная