POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 18 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Как в Кыргызстане собираются бороться с религиозным экстремизмом.

12.02.2014 17:04 - Polit.kg

Последние месяцы ознаменовали новый этап в развитии отношений Кыргызстана с Саудовской Аравией и Катаром, двумя монархиями персидского залива, зарекомендовавшими себя спонсорами многих исламистских течений и противниками всех светских режимов на Ближнем Востоке. В сентябре 2013-ого в Бишкеке побывал глава парламента Королевства Саудовской Аравии Абдулла ибн-Мухаммед аль Аш-Шейх, а буквально месяц назад - заместитель министра иностранных дел Королевства Саудовская Аравия принц Халед бин Сауд бин Халед Аль Сауд. Его Высочество разговаривал здесь  и с премьер-министром Жанторо Сатыбалдиевым, и со спикером Жогрку Кенеша Асилбеком Жээнбековым. Последний, кстати, подчеркнул тогда приоритетность арабского вектора для Кыргызстана, чем заставил вспомнить журналистов о личных бизнес-интересах парламентария в тех краях.

 

Летом 2012-ого года  Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия вошли в список стран, чьи граждане могут въезжать на территорию КР без  визы. Продолжающиеся переговоры об открытии в бишкекском аэропорту «Манас» саудовского логистического центра и тот факт, что здесь уже обосновались посольства КСА (октябрь 2011-ого; причём в январе 2014-ого те же саудовцы выделяют землю и 3 млн. долларов на отстройку  кыргызстанского посольства в Эр-Рияде) и Катара (октября 2012-ого — то есть ровно через год), заставил экспертов вспомнить об угрозе «ползучей исламизации». Без сомнений, не сыграть свою роль в этом процессе оплот мирового салафизма просто не может. Соответственно, президента КР Алмазбека Атамбаева, лично привечающего многих гостей из арабского мира, обвинили в создании условий для идеологического ваххабитского проникновения в страну. Тем более, веры в то, что Саудовская Аравия идёт в Кыргызстан только для того, чтобы наладить для себя импорт киргизского «халяльного» мяса, ни у кого нет.

Видимо, чтобы отвести от себя эти подозрения, Атамбаев пошёл ва-банк. И вот очередным документом Совета обороны КР, действующего под присмотром президента, становится «Решение о государственной политике в религиозной сфере». Уже в преамбуле мы находим там мнение, что «позиция невмешательства, ослабление регулирующих функций государства в религиозной сфере являются ошибочной стратегией». Далее читаем следующее: «Деятельность отдельных новых для Кыргызстана религиозных организаций по распространению своих вероучений в стране, особенно среди потенциальных последователей и адептов ислама и православия, а также происходящие под влиянием внешних факторов трансформации в традиционных для страны религиях становятся источниками серьезных конфликтов. Имели место факты хулиганства, осквернения и вандализма на культовых сооружениях религиозных организаций христианства и иудаизма». Серьёзное признание! Идём дальше: «...ситуация в среде мусульман республики осложняется в результате целенаправленной поддержки со стороны зарубежных центров определенных кругов в Кыргызстане. Отдельные исламские фонды, оказывая финансовую поддержку, продвигают идеологию фундаментализма и экстремизма. Положение усугубляется отсутствием противодействия со стороны Духовного управления мусульман Кыргызстана (ДУМК), его структур в регионах, ослаблением позиций традиционного ислама в стране. Более того, отдельные имамы и казы на местах поддерживают идеи религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир» и деятельность членов организации «Таблиги Джамаат», известных в нашем регионе как «дааватисты».

Далее по тексту предлагается  кардинальный пересмотр принципов и методов государственно-конфессионального взаимодействия, внесение изменений и дополнений в соответствующее законодательство, а также  повышение качества светского и религиозного образования. Радует оттенок реализма, детектированный нами в следующем абзаце: «Социальное учение ислама представляет собой цельную и стройную систему. Ислам имеет высокий мобилизационный, коммуникативный и интегративный потенциал, который с каждым годом привлекает все больше молодых активных кыргызстанцев. Одновременно растет заинтересованность экстремистских и террористических организаций в использовании этого позитивного потенциала в разрушительных целях, что несет угрозу национальной безопасности, будущему страны. Стоит задача направить эту энергию в позитивное русло, сформировать новое поколение высоконравственных, свободных, образованных кыргызстанцев, способных отличить созидательные идеи, положенные в основу религий, от радикальных, разрушительных воззрений...»

Итак, государство наконец-то решило посмотреть на проблему  открытыми глазами. Так, по крайней мере, всё выглядит. В таких случаях открытым всегда остаётся вопрос: будет ли в исполнении этих решений проявлено хоть что-то кроме чиновничьего формализма? Это важно, так как увеличение числа приверженцев «нетрадиционного» ислама начинается с самых простых вещей, которые именно в пылу бюрократической агитации просто остаются незамеченными. Говорят о Манасе, о киргизских традициях, о менталитете кочевника, но при этом забывают об элементарном. А ведь это факт: более 80% студентов-мусульман из столичных вузов даже не знают, к какому мазхабу (школе ислама) относится традиция, к которой они якобы принадлежат. Таков один из результатов исследования, в прошлом году инициированного ректором КГУ им. И. Арабаева Толобеком Абдырахмановым. Среди других результатов выделяется, например, тот факт, что половина опрошенных вовсе не знает о существовании  такой одиозной партии как «Хизб ут-Тахрир». Из тех же, кто знает, 10% не  считает её экстремистской. «Мусульманский ренессанс в Кыргызстане — неоспоримый факт. Отвергать ислам или, наоборот, пустить все на самотек — весьма опасно. Здесь нужно поступать очень продуманно, тонко и комплексно. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы урегулировать процесс и ввести его в нужное русло, придав оптимальные темпы, параметры, не допустив распространения влияния радикальных течений. В первую очередь, конечно же, позаботиться о молодежи», - признаёт сам господин Абдырахманов. Он радуется уже тому, что большая часть студентов оценивает факт своей непросвещённости в исламском вопросе вполне реалистично и всё-таки, почти наполовину, склоняется только к традиционному исламу, не отрицающему национальные традиции.

 

Порешили

Чтобы представить, каким может быть соотношение формализма и реального действия в достижении описанных в документе Совета обороны целей, обратимся к конкретным решениям.

Решения №1-3 ориентируют государство на формирование четкой системы регулирования деятельности религиозных организаций. В том числе подразумевается и создание  рабочей группы по реформе госполитики в религиозной сфере в составе  Совета обороны. Фактически, это кладёт всю ответственность за результаты деятельности на плечи президента республики. Дальше мы находим указание на то, что уже весной сего года будет переписана  Концепция государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики, ориентированная на период до 2020 года. Проскальзывает намёк и на исправление Закона КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», а равно Кодекс Кыргызской Республики «Об административной ответственности». Кроме того, до 1 апреля 2014 года предполагается провести функциональный анализ деятельности Государственной комиссии по делам религий и соответствующих подразделений в силовых ведомствах. Таким же образом будет «просканировано» и Духовное управление мусульман Кыргызстана.

Решение № 5 указывает на то, что огромную роль в будущем будет играть финансируемый  Аппаратом Президента фонд поддержки духовной культуры «Ыйман».

Правительству КР предлагается изыскать дополнительные средства для поддержки официального исламского духовенства. В решении №6.3 говорится о создании некоего «координационного экспертного комитета», одной из функций которого станет выявления экстремистских моментов в религиозной литературе, имеющей хождение в Кыргызстане. Конечно, совсем не плохо, что появится постоянно действующий орган. Однако, есть вероятность, что он - уже для того, чтобы оправдать факт создания - может, руководствуясь желанием выслужиться, «наломать дров» и настроить против государства пока нейтральные в этом отношении группы верующих.

Министерству иностранных дел рекомендуется на международном уровне поднять вопрос  создания при Организации Договора о коллективной безопасности Совета уполномоченных органов по делам религий для оперативного обмена информацией по религиозной проблематике. Назначение такого шага понятно — выставить Кыргызстан как одного из передовых «борцов с религиозным экстремизмом» на постсоветском пространстве.

Интересен пункт, касающийся обязательной в будущем постановки на консульский учет граждан Кыргызской Республики, выезжающих за пределы страны для получения образования, в том числе религиозного образования. Это уже что-то новенькое!

Далее по тексту — понятный «тычок» в сторону силовых ведомств и ведомств, регулирующих местное самоуправление в духе «будьте бдительнее и активнее». Особый акцент сделан на решении вопроса с «Таблиги Джамаат» и другими работающими  без учетной регистрации религиозными организациями.

Министерству образования предлагается  разработать Концепцию преподавания истории религиозной культуры и выстроить систему контроля за содержанием образования в религиозных учебных заведениях и лицензирования последних. Сюда же относится и поиск «религиозного элемента» в казалось бы светских школах, лицеях и вузах,  поддерживаемых на зарубежные деньги. Очередная ниша для образовательной коррупции? Возможно. Ещё Минобрнауки надлежит сформировать список религиозных учебных заведений, рекомендуемых гражданам Кыргызской Республики и проводить работу с желающими выехать для обучения за рубеж. Тут же даётся косвенное указание на то, что в ближайшем будущем на государственном уровне будет поднят вопрос ношения хиджабов в стенах образовательных учреждений.

Вообще, в данном тексте мы находим повторяющийся отсыл к необходимости создавать  новые медиа-проекты в сфере религиозного просвещения и пропаганды ценностей светского общества. Соответствующие рекомендации даются как Министерству культуры, информации и туризма, так и государственным СМИ.

Государственной службе исполнения наказаний предписывается подумать об отдельном содержании лиц, осужденных за религиозно-экстремистскую и террористическую деятельность, а  местным госадминистрациям и органам местного самоуправления усилить контроль за качеством строительства объектов религиозного назначения, не допускать их строительство без разрешений соответствующих госорганов. Причём именно МСУ отводится роль коммуникационного компонента, призванного информировать религиозников и давать им возможность для обратной связи с государственной машиной.

Государственной комиссии по делам религий предстоит «инвентаризировать», то есть пересмотреть реестр прошедших учетную регистрацию религиозных организаций. Разумеется, на этом этапе ведомство вряд ли останется без «направляющей руки» - уж слишком невысок в нашей стране уровень автономности принятия решений в таких органах.  

Отдельно следует описать рекомендации Совета обороны для ДУМК. Здесь и требование повысить финансовую прозрачность, и упорядочить аттестацию имамов, разрешённую только после проверки последних правоохранительными органами. Как тут не вспомнить предложение о государственном тестировании кандидатов в имамы, которое Атамбаев сделал ещё два с половиной года назад, будучи премьер-министром: «Религия - это такой же сложный предмет, как география или математика, и чтобы его преподавать,  следует иметь соответствующее образование. Религиозные деятели должны проходить своеобразный тест или экзамен, подтверждающий их знание».  Тогда он ссылался на опыт Турции,  где, по его словам, «имамы получают от государства зарплату», что и даёт правительству Турции право  проводить подобные экзамены. Несложно представить, чем обернётся пересадка такого опыта на местную почву, даже если просто учесть уровень подготовленности наших «экспертов» от государства. Скорее всего, в числе последних окажутся бывшие преподаватели научного атеизма и заурядные «байкешки с портфелями», для которых любой бородач потенциально, в зависимости от распоряжений сверху, является террористом.

Среди других рекомендаций, обращённых ДУМК, можно заметить наставление «проводить системную работу канонического характера по разоблачению экстремистских доктрин фундаменталистских движений и течений». Пойдёт ли наше официальное духовенство на такое или «сдрейфит», побоявшись потерять некоторых значимых для него спонсоров?

«Оптимизировать число религиозных учебных заведений и повысить их качество до утвержденных государственных стандартов в сфере образования», - тоже не самая простая рекомендация: грозит большими «разборками», в которые ввязываться, опять-таки, никто не хочет. Впрочем, высока вероятность, что до реального сотрудничества ДУМК и Минобрнауки дело так и не дойдёт.

«Восстановить действовавшую до 2009 года в Уставе ДУМК норму, по которой назначения руководителей религиозных организаций согласовываются с местными органами власти», - ещё одна рекомендация официальному духовенству, призванная поставить фильтр, препятствующий закреплению в мечетях страны экстремистски настроенных имамов. Но это ещё не всё. Последнее замечание Духовному управлению мусульман звучит следующим образом: «противостоять насаждению чуждых для Кыргызстана моделей поведения, одежды и внешнего вида». Интересно, это касается и самих священнослужителей? Им что, в срочном порядке придётся менять чалму на калпак?

Наконец, попробуем оценить масштаб репрессий, которые несомненно породит выполнение решений Совета обороны. Будут ли эти репрессии мягкими или жёсткими, широкий размах гарантирован. Это, в свою очередь, обещает наличие эпизодических/методических перекосов. Кыргызстанское общество в целом ещё не настолько исламизировано, чтобы воспринять этот процесс как-то слишком болезненно. Но в среде «активных мусульман» без  всплесков агрессии не обойдётся. Раз уж дело идёт к окончательному разбирательству с многочисленной организацией «Таблиги Джамаат», под ударом окажутся все неофициальные проповедники. А среди них, разумеется, далеко не все — экстремисты.

«Мы видим, как складывается ситуация в соседнем Казахстане. Особенно в ее северо-западной части. Ввиду жесткого давления со стороны властей с 2008 года, а также из-за отсутствия у государства выборочного подхода к мусульманам, потому что под прессинг попали даже умеренные силы. Идет радикализация и власти сами способствуют этому», - предупреждает отечественный эксперт по исламу Кадыр Маликов. По мнению же российского исламоведа Алексея Малашенко, недавно побывавшего в Бишкеке, вытеснение «нетрадиционного» ислама из сферы видимого породит подпольные молельные дома, заниматься которыми у государства просто не хватит ресурсов. «Запреты — это признак слабости», - считает эксперт из Москвы.

Таким образом, если говорить о первоочередных целях «облагораживания» религиозной ситуации в стране, самый сильный упор следует делать на образование. Причём, исходить здесь надо преимущественно не из ограничительного, а из замещающего принципа: традиционному исламу должно быть что предложить простому народу и, в первую очередь, молодёжи. «Самая большая угроза исламу это крайне низкий уровень грамотности мусульман. И тут речь идет не только о религиозном образовании, но и светском у мусульман», - подчёркивает тот же Кадыр Маликов.

«Арабский мир хочет навязать нам свою культуру и свои традиции. … Когда я дал распоряжение установить памятник Манасу, против меня объявили джихад», - с таким заявлением Алмазбек Атамбаев выступил 3 февраля, за четыре дня до того, как подписал указ, касающийся реализации тех самых решений Совета обороны. Он также добавил: «В некоторых странах ислам используется как оружие, разделяющее народ. В Кыргызстане, к сожалению, некоторые политики также хотят разделить народ». Его высказывание, что именно государство должно контролировать религию и направлять её в нужное русло, моментально разошлось по лентам информагентств. Последовала ли какая-та реакция от арабских партнёров нашего президента, неизвестно.  Конечно, если Атамбаев, как опытный бизнесмен, просто пытается прибрать к рукам теперь и этот «духовный бизнес», он будет понят. Но что, если государство действительно решило поставить заслон на пути импортного ислама? «Объективно у Саудовской Аравии, как и у других арабских монархий Персидского залива, практических, экономических интересов не только в Киргизии, но в целом в странах Центральной Азии нет как таковых. Вся их активность направлена в первую очередь на достижение политических и геополитических целей и решение соответствующих задач», - полагает известный востоковед Александр Князев. Так что, если противоречие во внешней и во внутренней религиозной политике впоследствии обнажится, нашему президенту и действительно могут объявить джихад.

 

Бадам БААСАН,  политический обозреватель POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1527   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты