POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 18 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

С чем и как Киргизия движется в Единое экономическое пространство?

30.05.2014 13:46 - Polit.kg
С чем и как Киргизия движется в Единое экономическое пространство?

Данный материал — попытка «просканировать» информационное поле Киргизии на предмет наличия в нём адекватных оценок движения нашей страны в сторону евразийской экономической интеграции. Заодно мы попытаемся вместе с вами осмыслить всё  происходящее сегодня, разглядев за сиюминутным то, что имеет стратегическое значение и сделав важные с практической точки зрения выводы.

 

Забегая вперёд

Май 2014 года отметился в Киргизии опубликованием «дорожной карты» по вступлению в Таможенный союз, охватывающий ныне всего три страны: Россию, Белоруссию и Казахстан. Проект уже направлен в парламент для рассмотрения в двух комитетах: международном комитете и в комитете по фискальной и экономической политике. Как стало известно, к заявке о вхождении в ТС правительство КР сразу привязало и заявку на вступление в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Для стороннего наблюдателя никакой разницы между этими формами интеграции нет. Однако нам важно знать, что ЕЭП — это таможенный союз в развитии, предполагающий наличие общего рынка и одновременную реализацию «четырёх свобод»: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Последняя из перечисленных — особый вопрос для Киргизии, ведь переводы киргизских трудовых мигрантов из стран Таможенного союза уже сейчас формируют почти треть ВВП этой не самой экономически развитой страны. За кадром, впрочем, остаётся ещё и такой мотив в образовании ЕЭП, как «создание  общего индустриального пространства через общие экономические правила». О нём ещё с начала 2012 года, когда пространство только начало существовать, говорил  эксперт Александр Собянин. Представитель «Ассоциации приграничного сотрудничества»  изначально подчёркивал, что на подразумеваемом этапе экономической интеграции предполагается переход от сотрудничества экономик к их взаимозависимости. Что это может означать для Киргизии? В первую очередь, то, что настало время сокрушаться о сломанном хребте республиканской экономики — об утраченных производствах и массовом оттоке квалифицированных кадров (в первую очередь, инженеров и рабочих). То, что годы нахождения Кыргызстана в ВТО сделали из аграрно-промышленной страны просто аграрную, а также спровоцировали бегство из страны трудоспособного населения,  вынуждены признавать сегодня даже самые либеральные эксперты. «ВТО никак не помогла, наоборот — полностью похоронила понятие «местный производитель», - констатирует, например, заместитель директора Национального института стратегических исследований КР Чинара Эсенгул.

Даёт о себе знать вялая позиция государства в отстаивании необходимости вступать в ТС и  ЕЭП. Официальную точку зрения правительства озвучивает едва ли не один Темир Сариев, глава министерства экономики КР. Да и он «заговорил» относительно недавно — сам  процесс работы над определением места Киргизии в указанных объединениях, не будем об этом забывать, был начат ещё три года назад. К слову, это срок, которого в своё время нашей стране хватило для того, чтобы стать членом Всемирной торговой организации. Тогда, в «славные» девяностые о целесообразности такого шага никто задумывался. Реформистский паровоз разогнался до такой степени, что всё, связывавшееся с «цивилизованным миром», по умолчанию воспринималось как полезное и необходимое. Споров, дебатов, митингов не наблюдалось. Эта спешка, как отмечает отечественный эксперт Зульфия Марат, привела к присоединению практически ко всем необязательным соглашениям и «секторальным» инициативам членов ВТО и даже к отказу от использования льготных периодов по соглашениям. «Обсуждение по вопросам ВТО в принципе не выходило за узкий круг специалистов, а политические назначенцы не проявили должного понимания проблем, возникающих с присоединением. В результате наша страна пошла на серьезные уступки, взяв, к примеру, обязательство об установлении предела внутренней поддержки сельского хозяйства на уровне 5 процентов - как для развитых государств», - отмечает исследователь.

 

Вихри враждебные

И вот сейчас, когда мы подошли к краю, в стране разворачивается кампания по дискредитации нового интеграционного курса государства. К делу подключаются всегда готовые воспрепятствовать сближению Киргизии с Россией прозападные НПО-активисты. Именно они в большинстве своём подписывают всевозможные заявления якобы от лица всего «гражданского общества» и оказывают массированное давление на того же Темира Сариева и его ведомство. Занимаются этим представители самых разных некоммерческих организаций — даже вовсе не компетентных в вопросах экономики (взять, к примеру, пресловутое ОО «Психическое здоровье и общество»). Крохотному, но крикливому движению «Кыргызстан против Таможенного союза» присваивается статус «народного», а люди, которым, откровенно говоря, положение бедствующих масс было всегда безразлично, переодеваются в неброские куртки и вопят о том, как вхождение в ТС ударит по пенсионерам. В этом гуле, слава Богу, различимы голоса адекватных людей, признающих, что просто игнорировать Таможенный союз для нашей страны далее невозможно. Поясним, почему. Во-первых, введение нового таможенного режима на киргизско-казахской границе уже погрузило нашу реэкспортную «отрасль» в глубочайшую депрессию. «Дордой» парализован. Люди берут товар, но не знают, почему его нельзя реализовать за пределами Кыргызстана. Рынок просто стоит. Ничего не продается», - отмечает председатель профсоюза «Дордоя» Дамира Долоталиева. По хвалёной швейной промышленности бьёт контрабанда маркированных под «Сделано в Кыргызстане» китайских тряпок. От одного этого производство собственной продукции моментально сократилось почти на 20%. Те же самые тенденции коснулись и мебельного бизнеса. Если мы не держим даже такие, вполне себе обыденные удары со стороны глобального рынка, то как собираемся защищать себя в дальнейшем? Пора признать: с точки зрения таможенного регулирования мы просто разучились контролировать  внешние торговые поступления и превратились в дырявое сито. Кроме того, за годы нашей липовой «независимости» сама идея о собственном производстве стала немыслимой для значительной части населения. «Люди не понимают, что Кыргызстан может самостоятельно производить товар, а не заниматься реэкспортом», - подтверждает этот тезис Дамира Долоталиева. Она же говорит о том, что, так или иначе, а мы уже живём в Таможенном союзе. То же самое констатирует и бывший премьер-министр КР (кстати, убеждённый либерал) Амангельды Муралиев: «Мы не одной ногой, а на восемьдесят процентов своего «тела» уже находимся в союзе. На первом плане у нас структурные преобразования в экономике, чего мы не смогли сделать за 20 лет. Это позволит нам переориентировать экономику. Приход крупных инвесторов создаст новые рабочие места и производство, тем самым начнется борьба с теневой экономикой. Структурная перестройка сама не приходит». Экс-чиновник даёт понять, какова ответственность, лежащая на государстве сегодня. С одной стороны, это серьёзнейший вызов, а с другой — возможность перейти на совершенно новый этап развития, компенсировав тем самым ущерб, нанесённый народному хозяйству республики в конце прошлого века. 

Пока, кроме дешёвой рабочей силы, нам странам ТС предложить нечего. И это не проблема интеграционного объединения, а наша проблема. Чтобы её решить, внутренних источников роста явно недостаточно. Тем более, что после 2010 года их здесь и вовсе нет. Довольно комичная, кстати, ситуация — с учётом того, что, как отмечалось вначале, ЕЭП будет строиться на принципе взаимозависимости в экономике. Получается, что Россия и другие страны Пространства берут на себя дополнительную тяжесть по выводу нас из экономического болота. РФ уже заранее вкладывает в ту же энергетическую отрасль Киргизии перераспределённые средства из собственного бюджета. А мы, что симптоматично,  воспринимаем это как должное. Отношение к инвестору в Кыргызстане — паразитическое, с претензией получать от него всё больше, ничем ему при этом не помогая. При том, что дееспособных  внутренних инвесторов в стране уже давно нет, это просто самоубийственно. Ждать от  капитала бескорыстия — полное невежество. Но именно в таком примитиве мы застряли сегодня.

 

Помощь должна быть взаимной!

Участие Киргизии в ТС и ЕЭП обещает внешнюю помощь — но только в разумных пределах. Было бы наивно полагать, что сам факт вхождения в эти объединения решит все наши внутренние проблемы. Эффект от этого шага может стать в хорошем смысле взрывным — но только с учётом переосмысления того, как всё в нашей стране устроено сегодня.

Говоря о Киргизии, Армении и Таджикистане, эксперт Александр Собянин отмечает: «Пойдя по пути интеграции, они получат больше выгоды и, что намного более важно, экономики этих стран будут загружены работой». Это означает, что с этой самой работой придётся справляться. «Реэкспорта при Таможенном союзе, конечно, не будет по определению. Но будет развитие собственных производств, что положительно повлияет и на развитие экономики республики. После вступления Кыргызстана в ТС мы уже в скором будущем ожидаем рост экспорта страны более чем на 20%», - озвучивает ожидания российской стороны советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. Он напоминает, что за первые два года на единой таможенной территории объём взаимной торговли между Россией и Казахстаном вырос в два раза. Это показатель того, какую выгоду можно извлечь из этой, новой для нас ситуации.

В ответ на настойчивые требования нашего правительства о создании инвестиционного фонда, что призван смягчить негативный эффект от вступления в ТС, Россия выделяет в Фонд развития Кыргызстана 1 млрд и 200 млн долларов США — конкретно на реализацию «дорожной карты по вступлению в Таможенный союз». Плюс ещё 200 миллионов — на финансирование конкретных мероприятий. При этом, будет ли расходование этих средств строго целевым или, мягко выражаясь, «не очень целевым», никто предсказывать не берётся.

Надо понимать, что РФ может покрыть расходы на необходимое — например, на оснащение таможенных пунктов. Также ЕЭК вполне может предоставить нам и определённые преференции (выбил же Казахстан для себя право до 2015 года ввозить по ставке ниже единого тарифа яблоки, груши, лекарственные средства, медицинскую технику, вагоны, сырье для химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности, теплицы!). Но как мы всем этим распорядимся, зависит только от нас. Советник премьер-министра КР Олег Панкратов говорит об условии, которое наши партнёры ставят нам, соглашаясь на уступки по отдельным товарным позициям: «Если мы берем какие-либо преференции, то должны обеспечить администрирование. То есть когда товар по сниженным пошлинам завозится на территорию КР, он не должен попадать на территорию других стран Таможенного союза. Это можно сделать через квотирование, лицензирование, но, тем не менее, такое условие существует». Таким образом, речь идёт о большой ответственности. Между тем, последние исследования намекают, что огромная разница в статистике товарооборота между КР и КНР обусловлена крайне неэффективной практикой облагания ввозимых из Китая товаров таможенными пошлинами.

«Раньше проблема защиты собственных производителей не стояла столь остро из-за того, что и собственное производство в стране, а равно и экспорт собственных товаров, не занимали заметного места в экономике страны. Добыча золота и экспорт электроэнергии давали основную массу доходов в казну. Теперь же, в связи с предстоящим вступлением в ТС правительству необходимо будет всерьез заняться защитой своих потребителей, продукции собственной промышленности, а также предотвращением реэкспорта китайской продукции под видом произведенной в Киргизии», - формулирует повестку дня для Киргизии интернет-портал «Ритм Евразии». Таким образом, программа-минимум на ближайшие годы — это преодолеть роковую зависимость нашей страны от экспорта золота, а следовательно, от «Кумтора». Таможенный союз создаст для этого все условия. «Помимо изменения экономики, снижения импорта республика получит дополнительные источники финансирования бюджета за счет увеличения таможенных пошлин. При вхождении в ТС сельское хозяйство, строительство и торговля будут привлекательными для инвестиций», - сообщает информагенство 24.kg. Нельзя, к тому же, сбрасывать со счетов и положенный нам в будущем процент от совокупного дохода Таможенного союза.

 

Информация — это сила и власть

Проблема на сегодня в том, что государство последние три года совсем не было озабочено предоставлением обществу достоверной информации по указанным вопросам. Если та и  поступала, то чаще всего в неудобоваримой форме. Вот поэтому бизнесмены до сих пор основывают свои суждения относительно Таможенного союза и Единого экономического пространства на разного рода слухах. В связи с этим неоднократно посещавший республику Семён Уралов, шеф-редактор проекта «Однако. Евразия», предлагает нашим властям начать с гражданами «честный и откровенный разговор», касающийся в том числе и больных тем, связанных с вопросами интеграции:

- что ситуацию если и можно изменить, то только в результате 10-15 лет напряженного и планомерного труда.

- что вступление в Таможенный Союз это далеко не самая главная цель для Киргизии. А истинной целью является восстановление государства. И в первую очередь основы государства - его промышленного хребта;

- что сколько государство демонтировали, столько его придется и восстанавливать. А учитывая же влияние США, Британии и Турции в регионе - может быть и дольше;

- что проблема нелегальной миграции в Россию из Киргизии это не причина, а следствие уродливой социально-экономической модели республики.

«Если мы не начнем такое честное и откровенное разъяснение, то будем лишь способствовать развитию инфантилизма у сограждан. Которое выгодно не нам, а нашим конкурентам», - констатирует публицист. Следуя в этом фарватере, многие коллеги Уралова  отмечают, в каком сложном положении находится правительство КР, полностью признающее эффективность ЕЭП в стратегическом плане, но при этом избравшее тактику замалчивания возможных негативных моментов в ближайшей перспективе.

Чёрно-белое восприятие интеграционных вопросов, когда мы готовы слушать о ТС только что-то хорошее или исключительно что-то плохое, - это, безусловно, контрпродуктивный подход. Это то, от чего надо отходить. 

В этом смысле интересно видение отечественных парламентариев — напомним, что именно они сейчас решают, будет ли принята в ближайшее время пресловутая «дорожная карта» или нет. Депутат ЖК КР Дастан Бекешев в открытом письме высшим государственным лицам пишет об  отсутствии «нормальной рабочей коммуникации» между депутатским корпусом, Президентом и Правительством. «Чтобы депутаты, Президент и Правительство поддерживали решения, принимаемые друг другом, должны проходить и неформальные встречи по обсуждению общественно значимых вопросов. … Отсутствие полной информации привело к тому, что появилось много противников вхождения в ТС, появляется много домыслов со стороны экспертного сообщества. Дошло до того, что отдельные граждане сравнивают вхождение в ТС с потерей суверенитета. … Необходимы общественные слушания по примеру общественных слушаний по проекту «Кумтор». Желательно даже создать оперативный колл-центр при Министерстве экономики, через который граждане смогли бы задавать свои вопросы и получать исчерпывающие ответы».

Маятникообразным поведением местных чиновников, то «интегрирующихся» на всех парах, то впадающих в нездоровое молчание, пользуются наши будущие партнёры по ЕЭП, воспринимающие возможность интеграции Киргизии без особого энтузиазма. Казахстану и Белоруссии наше нахождение в Таможенном союзе ни к чему. Казахстан, по всей видимости, вынашивает план переориентации китайского реэкспорта на свой «Хоргос», а Белоруссия просто не желает видеть рядом с собой такое ненадёжное и мятежное с точки зрения Лукашенко государство. Это отношение проявляется в мелочах. В белорусской версии сообщения, распространённого параллельно с российским в конце апреля 2014 года Армения упоминается, а Киргизия — нет. У всех также в памяти заявление зам. премьер-министра Республики Казахстан  Бакытжана Сагинтаева, сетовавшего на то, что КР желает выстроить свою экономику за чужой (читайте - казахский) счёт. Да и сам президент Казахстана Нурсултан Назарбаев все последние три года методично выступал против поблажек таким странам-кандитатам на вступление, как Киргизия. И только Россия эти, без сомнения имеющие место острые углы, способна сгладить и сглаживает уже сейчас.

 

Эх, дороги...

Что касается непосредственно «дорожной карты», то, конечно, российская сторона уже одобрила её выделением огромных по масштабам нашей республики средств — и остальным членам ТС с этим придётся смириться. Однако в экспертном сообществе нарастает некий скепсис по поводу того, насколько реально осуществить всё, что в этой «дорожной карте» заложено, не решив ряд фундаментальных вопросов. В первую очередь подразумевается проблема безопасности южных рубежей Киргизии. «Наиглавнейший вопрос делимитации и демаркации границ КР с сопредельными Узбекистаном и Таджикистаном отодвинут каким-то …надцатым пунктом. … Отсутствие полноценно администрируемой границы Киргизии просто-напросто дезавуирует саму идею Таможенного Союза!» - возмущён  «предусмотрительностью» наших властей отечественный эксперт Кубат Рахимов. Он также отмечает, что документ не носит концептуальный характер и в нём много избыточной информации.  Попутно авторы международного ситуационного анализа «Новая шоковая терапия» - вступление Киргизии в ТС» ставят вопрос о том, не слишком ли поспешно идёт процесс евразийской интеграции КР. Вот что мы можем там прочитать: «Необходима последовательная и точечная работа по эффективному сближению с учетом всех рисков. Для успеха интеграционных усилий необходимо, во-первых, создавать единый механизм контроля над выполнением всех договорных обязательств, в котором участвовали бы все стороны интеграции. Небезынтересной видится некая конфигурация условного Пограничного Союза, где уже на данном этапе могла бы осуществляться совместная охрана внешней границы с элементами таможенного контроля и с возможностью перехода в дальнейшем к правилам, уже действующим в ТС. … Понятие «таможенный» само по себе подразумевает включённость вопроса о границах. Поэтому, во-вторых, надо параллельно обсуждать совместный контроль границ стран Таможенного союза в целом, при сохранении контроля внутренних границ. Последнее означает, что вместе с расширение Таможенного союза надо заключать «Пограничный союз», конфигурируя его с ОДКБ. Новые участники ТС (КР, РТ в первую очередь) должны признать собственную неполную состоятельность в этом вопросе и право стран-учредителей ТС на доминирование в вопросах контроля».

В то же самое время исследования, которые проводит Евразийский банк развития (ЕАБР), показывают, что идеи создания ТС и ЕЭП в нашей стране поддерживает более двух третей населения. Это намекает на готовность народа перетерпеть и некоторую «встряску» нашей экономики. Так что главная проблема на сегодняшний день — это особый характер местной политической элиты. Семён Уралов справедливо замечает, что люди, которые гробили в своё время местное производство, занимаются сегодня тем, что уже заранее перекладывают все проблемы страны на плечи Таможенного союза. «Компрадорские торгово-закупочные объединения продолжают рулить общественно-политическими процессами в нашей стране», - развивает эту мысль Зульфия Марат. Итак, непредсказуемость поведения всех этих «элитариев», соотносящих свои действия исключительно с возможностью извлечь сиюминутную выгоду, действительно настораживает. С учётом уже давно осуществлённого в КР сращивания криминала, бюрократии и бизнеса (какая гремучая смесь!) она заставляет думать о возможности очередной «революции». Не случайно, местные прозападные активисты делают всё, чтобы перевести дискуссию по Таможенному союзу из чисто экономического русла в политическое. И это особенно тревожно, если вспомнить, что те же силы работают в проблемном киргизско-таджикском приграничье, а следовательно, имеют некоторые рычаги влияния на настроение местных жителей. В общем, не исключено, что противодействие сближению отдельных центральноазиатских государств со странами ТС выльется во что-то действительно страшное. Не будем об этой возможности забывать...

 

P.S.

Мы начали этот материал с указания на то, что Киргизии следует концентрировать не столько на формате Таможенного союза, сколько на ЕЭП. Между тем, уже сегодня речь идёт о переходе ещё на один на качественно иной этап. И мы снова оказываемся в хвосте исторического процесса. Не далее как вчера президенты России, Казахстана и Белоруссии подписали в Астане договор о Евразийском экономическом союзе,  попутно одобрив  Дорожную карту по вступлению КР в ТС. Теперь наше присоединение или не-присоединение к названным объединениям зависит только от нас. И если всё пойдёт по плану, то уже с 2015 года экономика Киргизии войдёт в совершенно новую стадию развития — развития настоящего, фундаментального. «Ни России, ни Казахстану, ни Белоруссии не нужен такой слабый квази-союзник, как сегодняшний Кыргызстан. «Тройке» нужен зрелый и ответственный партнер, который изначально идет к стандартам и параметрам  интеграционного объединения более высокого уровня, то есть будущего Евразийского экономического союза. И это может произойти не ранее 2017 года, так как для выполнения всех необходимых требований без изьятий и исключений требуются время и весьма серьезные усилия партнеров по подтягиванию КР  до нужного уровня», - в то же время отмечает, предостерегая всех от излишней эмоциональности, Кубат Рахимов.

По всем рассчётам, только сильная региональная интеграция поможет России и странам СНГ выйти на мировой уровень развития. В этом — наш общий кровный интерес. Киргизия — не Украина, чтобы выбирать между ЕС и ТС (впрочем, отечественный журналист Назаркул Жоошбаев всерьёз полагает, что мы могли бы подать заявку на вступление в Европейский союз — есть и такие экстремалы). Для нас альтернативы нет — избегнув интеграции с Россией и Казахстаном, мы обрекаем себя рано или поздно стать живописный китайской провинцией. Так что на наших глазах совершается нечто, связанное с эпохальным историческим выбором. И серьёзность этого момента переоценить сложно.


Иосиф Илларионович, обозреватель экспертно-аналитического портала Polit.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 1245   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты