POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 18 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Эксперты Кыргызстана: парламентские выборы 2015 года могут обернуться распадом государства

02.10.2014 16:48 - Polit.kg
Эксперты Кыргызстана: парламентские выборы 2015 года могут обернуться распадом государства

В первый день октября отечественные юристы и политологи выразили ряд опасений, связанных с грядущими парламентскими выборами 2015 года. Несмотря на то, что до них  остаётся ещё целый год, эксперты, работающие в рамках проекта «Предупреждение и снижение уровня выборных конфликтов, создание благоприятных условий их разрешения» (поддержан посольством Великобритании в Кыргызстане), бьют тревогу: время уходит, а страна до сих пор не имеет твёрдой законодательной основы для проведения столь масштабного «забега демократии».

«Ещё в прошлом году президент Атамбаев говорил, что одним из наиболее значимых достижений его правления станет проведение честных и прозрачных выборов по новым правилам. Эти новшества разрабатывались в течение года. Все основные акторы уже находятся в процессе подготовки. Но как они могут это делать, если до сих пор не определены правила игры? За год до выборов непонятно, по какому закону они будут проводиться. В парламенте рассматриваются четыре законопроекта. Продолжаются игры вокруг процедуры их принятия.  В июне прошлого года, аккурат перед каникулами, через профильные комитеты Жогорку Кенеша с разницей в одну неделю прошло два противоречащих друг другу законопроекта, касающихся внесении изменений в конституционный закон «О выборах»:  19 июня в первом чтении прошёл закон, инициированный достаточно большой группой депутатов (хотя разрабатывался он в недрах президентской администрации), а 25 числа на рассмотрение был вынесен законопроект, инициированный другой, тоже немаленькой группой депутатов, среди которых выделяется, конечно, Омурбек Текебаев, - и тоже был принят большинством голосов. Произошедшее заставляет задуматься, как депутаты ЖК КР понимают регламент и понимают ли они вообще, что делают», - высказалась директор ОФ «Правовая клиника «Адилет» Чолпон Джакупова. Её коллега, старший юрист «Адилета» Бектур Осмонбаев напомнил, что основной в смысле регулирования выборного процесса Закон «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша КР» был принят в 2011 году и ещё не был апробирован в случае с парламентскими выборами, но, тем не менее, в него уже вносятся изменения. Юрист также перечислил и дал краткую характеристику четырём выборным законопроектам, рассматриваемым ныне в Жогорку Кенеше (о двух из них и говорила Чолпон Джакупова):

1) «Проект Текебаева». Согласно ему, территория Кыргызской Республики будет поделена на 9 округов:  7 областей и два города (Бишкек и Ош). От каждого избирательного округа будут подаваться свои списки кандидатов. Сам список будет состоять из двух частей: республиканской и региональной. В республиканском списке будет три кандидата. Исключена квота для лиц с ограниченными возможностями. Риск данного законопроекта состоит в формировании регионалистских партий. Партийные лидеры из республиканского списка проходят автоматически, если где-либо (хотя бы в одном округе) партия в целом преодолевает 7%-ый рубеж. Эта норма может быть признана неконституционной, так как Конституция КР не подразумевает никаких привилегий для лидеров партий: все кандидаты должны обладать равными правами и обязанностями. 

2) «Проект Бекматова». Был разработан группой экспертов, созданной по указу президента КР. Несёт наименьшее количество рисков. ЦИКу делегируется право автоматизировать и систематизировать процесс голосования через внедрение новых технологий (считывающие урны, электронное голосование). Между Генеральной прокуратурой, МВД и избирательными комиссиями разграничиваются полномочия по рассмотрению жалоб. Решения нижестоящих избирательных комиссий будут обжаловаться только решением ЦИК — и только решения ЦИК могут быть обжалованы в судебном порядке. В этом состоит один из главных рисков данного законопроекта, ведь согласно Конституции каждый гражданин КР обладает правом на защиту в суде. Повышен уровень избирательных средств в фонде партий: он должен составлять от 200 тыс. минимальных расчётных показателей до 1 млн. (на сегодняшний день м.р.п. составляет 100 сомов). Предлагается механизм, предотвращающий «вымывание» женщин из парламента: в случае досрочного прекращения полномочий депутата ЖК КР, на его место должен прийти депутат, обладающий теми же квотами. В то же время этот механизм не проработан детально. Это создаст дополнительные сложности. Например, если выходит депутат, обладающий всеми тремя квотами (по гендеру, национальности и возрасту), то следующий должен обладать теми же характеристиками. Однако вполне может оказаться и так, что в списке партии таких депутатов уже не будет. Тут неизбежно возникнет вопрос, какая же квота главная. Неопределённость в этом контексте и передача партиям права решать такие вопросы самостоятельно может породить различные коррупционные схемы и просто разногласия. Ещё один риск заключается в предоставляемом ЦИК праве назначать кандидатуру от той или иной партии, если та не делает это сама. Данная норма уже сама по себе подразумевает вмешательство ЦИК в не её сферу.

3) «Проект Тербишалиева». В избирательную систему предлагается внедрить преференциальное голосование: избиратель может выбирать не только партию, но и кандидатов внутри этой партии. Смысл в том, что кандидаты, набравшие большее количество голосов, уходят в верх списка. При этом кандидат №1 проходит вне зависимости от того, проголосовали за него или нет. Плохая проработка законопроекта заставляет обратить внимание на очевидные риски. В прошлых парламентских выборах участвовало 29 партий со списком из 120 кандидатов. Если в этот раз будет так же, то какого объёма окажется избирательный бюллетень? Это неизбежно увеличит время подсчёта голосов и риск фальсификации. Всё могло бы изменить введение системы электронного голосования, уже давно внедрённой в США, но не факт, что нужное оборудование будет предоставлено.

4) «Проект Кулова».Объединяются четыре закона: «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеш КР», «О выборах депутатов местных кенешей», «Об избирательных комиссиях» и «О местном самоуправлении». Напомню, что когда-то всё шло в обратном направлении: был Избирательный кодекс, но было решено его разделить. Теперь предлагается всё вернуть назад. В связи с большим объёмом законопроект содержит массу неправильных отсылочных норм. Также он вводит ряд дополнительных требования для участников избирательного процесса, многие из которых противоречат Конституции КР. Предполагается наличие тех же самых девяти округов, но список не будет делиться на части, как в случае с законопроектом Текебаева. Проведение процедур потребует дополнительных финансовых вложений. Именно поэтому я предполагаю, что законопроект не пройдёт. Тому поспособствует наличие большого числа внутренних конфликтов внутри документа.

Своё личное мнение по поводу перечисленных законопроектов Бектур Осмонбаев выразил следующими словами: «Депутаты вместо решения старых проблем предлагают создание новых».Он также отметил, что ни один из предложенных на рассмотрение парламенту документов не проработан детально. «Выбирать из двух (а в данном случае – чётырёх) зол — это уже само по себе нехорошо. С этими вещами играться нельзя», - высказался, отвечая на вопрос о том, какой законопроект перспективнее, третий эксперт – политолог и экс-депутат ЖК КР Зайнидин Курманов. Он вспомнил историю всего того, что творилось с избирательным законодательством до сих пор: «За 24 года независимости Кыргызстана его избирательное законодательство принципиально менялось девять раз. Принималось аж четыре кодекса! Каждый раз считали, что найдена чуть ли не идеальная избирательная система. К сожалению, такая практика продолжается. В 2011 году были приняты четыре закона, о которых говорил Бектур Осмонбаев. Таким образом, произошёл отход от кодифицированного законодательства, что все юристы рассматривают как шаг назад. Плюс ко всему, за эти три года в данные законы неоднократно вносились поправки. Такой высокий уровень нестабильности и отсутствие чётких правил могут привести к плачевным последствиям. Только с 2007 года законодательно утвердилась пропорциональная избирательная система, признанная по всему миру наиболее справедливой и учитывающей мнение электората. Мажоритарные выборы, отмечу это особо, привели к олигархическому устройству власти. А сейчас предлагается снова перейти к мажоритарной системе, что означало бы кардинальное изменение в седьмой раз. Такие колебания обусловлены не чем иным, как борьбой за власть и стремлением сохранить себя во власти. Депутаты уже заранее «нарезают» под себя округа, придумывают правила, противоречащие и мировой практике, и здравому смыслу».  Корень всех проблем в этой сфере состоит, по мнению политолога, в оторванности «народных избранников» - как действующих, так и потенциальных - от самого народа: «Для Кыргызстана характерен процесс искусственной партизации. Обилие политических партий не даёт электорату сориентироваться и сделать выбор, отвечающий его интересам. Политики не считают нужным объединяться друг с другом для создания эффективной структуры. Поэтому партии до сих пор существую сами по себе, а население — само по себе».

Зайнидин Курманов презентовал выпущенное под эгидой британского посольства и «Правовой клиники «Адилет» издание – «Пособие для политических партий по правовым основам участия в выборах и партийному строительству». Он выразил надежду на то, что оно расширит кругозор партийных активистов, даст им понимание собственного места и роли в управлении государством и поможет с участием в грядущей избирательной кампании.

Чолпон Джакупова, дополняя выступающих, сделала акцент на конфликтогенности предстоящего политического процесса:  «Консенсуса среди политиков нет, а подготовка к выборам  идёт полным ходом — в том числе и в регионах. Поэтому риск возникновения конфликтов на 2015 год очень велик.  Затягивание принятия законов и их разношёрстность — это не случайное явление. Чем больше хаоса перед выборами, тем больше вероятность победы отдельных сил, заранее понимающих, по каким правилам будет двигаться страна. Именно внутри страны находится основной источник нестабильности. Затевающиеся сейчас игры могут привести к тому, что страна просто распадётся».

Бектур Осмонбаеврассказал о текущей активности «Адилета», что вылилась в два обращения в Конституционную палату КР: «В настоящий момент в Конституционную палату подано два обращения. Первое касается выборов депутатов местных кенешей — мы обжалуем норму о статусе депутата, согласно которой он может быть отозван за неисполнение решений сессии. Норма эта закладывает конфликт, порождённый неравноправием сторон. Мы считаем, что право отзывать депутата принадлежит только избирателю. Тут же большинство может просто безнаказанно пользоваться «правом сильнейшего». Второе наше обращение касается нормы, запрещающей прямую ретрансляцию зарубежных каналов. Тут мы считаем, речь идёт о введении цензуры новостей, касающихся выборов и кандидатов. Это недопустимо, так как нарушаются сразу два конституционных права: на свободу мнений и доступ к информации».

В заключение юрист отметил, что есть целый ряд проблемных вопросов, которые вообще пока  остаются без внимания законодателей – например, регламентация деятельности интернет-СМИ, которые до сей поры действовали в период выборов исключительно на основе меморандумов ЦИК.

Текс подготовлен журналистами POLIT.KG на основе видеозаписи конференции.


Версия для печати   |   Просмотров: 1272   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты