POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кто и в каких целях организовал провокацию на кыргызско-узбекской границе?

11.01.2013 14:52 - Polit.kg
Кто и в каких целях организовал провокацию на кыргызско-узбекской границе?

Инцидент, произошедший на киргизско-узбекской границе и прославивший сёла Чарбак и Хушяр, заставил чуть ли не каждого в нашей стране – да и в Узбекистане тоже – заговорить о необходимости как-то делимитировать и демаркировать наконец границы наших независимых государств. Что ж, говорить и делать – совсем не одно и то же. Тем более, что ни Кыргызстан, ни Узбекистан не собираются уступать друг другу ни пяди земли. Обстановка на дипломатическом фронте уже давно не располагает к поиску компромиссных решений. Так что в первую очередь нам надлежит думать не о заведомо невыполнимых проектах, а об истинной подоплёке конфликта, взрезавшего пост-новогоднюю тишину в конце прошлой недели. Тем более, что самые опытные специалисты в этом вопросе говорят сегодня о том, что причины подобных эксцессов происходят отнюдь не из незавершённости границ и лежат исключительно в политической плоскости[1].

С одной стороны, есть объективные факторы конфликтогенности: споры между населением за воду[2], электричество, земельные наделы. Низкий уровень жизни и бытовое отчаяние, наконец. С другой, очень уж непохоже всё, что творилось 5-8 января, на стихийное выступление группки сельчан из Соха.  Что же это были за «простые жители», если им удалось так быстро и организованно вывезти на свою территорию наших граждан – таких же безоружных, как и они? Почему случилась не просто потасовка, а натуральное «избиение младенцев» (последними оказались чарбакцы)? Откуда такая смелость и решительность  у простых дехкан? Неужели они не предполагали, что за сваленные столбы  линии электропередач и водопровод придётся отвечать? И откуда такая поспешность у официальных лиц  Ташкента, столь быстро и по своей воле предложивших киргизской стороне материальную компенсацию[3]? Есть ощущение, что разыгрывается многоходовка, итог которой просчитан заранее. И  поспешная компенсация – это небольшая жертва, через которую будет достигнуто стратегическое преимущество. Заметьте, сопровождается этот «акт доброй воли» воплями о том, что конфликт спровоцировали сами киргизские пограничники, якобы ранившие пятерых хушярцев[4].

«Я не утверждаю, что это так, но и не исключаю того, что конфликт был спровоцирован. Всё это не похоже на самовольные действия местного населения. Думаю, что акция носила организованный характер», - заявил 9 января Полномочный представитель Правительства в Баткенской области КР (по-старому – губернатор) Жениш Раззаков. Действительно, Сох как нельзя лучше подошёл бы для устроителей провокации, если бы последними оказались спецслужбы Узбекистана. Во-первых, это редкая возможность схлестнуть две группы населения приграничных районов, не подставив узбеков как таковых (подавляющее большинство в Сохском районе – этнические таджики). Натравив таджиков на киргизов, можно и дело сделать, и не подставиться. Во-вторых, положение Соха автоматически намекает уже на заведомую позицию жертвы в лапах «киргизской военщины», а это выгодная позиция. В-третьих, анклавные разборки могут отвлечь внимание от менее заметных действий на других участках границы.

К чему б всё это? Для начала определимся с расстановкой сил в регионе. В военном отношении Узбекистан куда сильнее Кыргызстана. И в скором времени – как только начнётся вывод американских войск из Афганистана – станет ещё много раз сильнее. Фактически, это центральноазиатская Германия накануне Второй мировой. В потенциале, конечно. Можно, пользуясь этой аналогией, вспомнить, что та же II мировая война началась с маленького инцидента на границе Дойчланда с куда менее сильной Польшей. Довольно грубая аналогия, но, тем не менее… «Если перебирать высказывания президента Ислама Каримова, его негативное отношение к Кыргызстану, то можно проследить связь с конфликтом около анклава Сох. Эти действия, возможно, направлены на то, чтобы воспрепятствовать строительству ГЭС на территории КР. Не исключено, что у властей Узбекистана имеются далеко идущие планы по отношению к части территории КР в Ферганской долине», - считает киргизский генерал-полковник Абдыгул Чотбаев[5]. Отметим также следующий факт: очевидцы утверждают, что узбекистанцы из Соха действовали под руководством некоего неформального лидера, который давал разъярённой толпе довольно подробные инструкции по демонтажу инфраструктуры  Чарбака[6].

Заметим, что эта активность неведомых пока нам сил развёрнута на пороге вступленияКыргызстана в Таможенный союз, за которым неизбежно последует укрепление киргизско-узбекской границы с нашей стороны. Если Россия проявит себя здесь хотя бы в виде таможенных постов, с акциями по захвату «лежащих на дороге» территорий Узбекистану придётся завязывать. Местные пограничники будут лишены коррупционного источника доходов, которые они получали, пропуская людей и товары из страны в страну в обход закона. Многие фокусы уже не пройдут. Возможностей для оказания давления со стороны Ташкента на Бишкек и Душанбе станет в разы меньше – тем паче, что Таджикистан с огромной долей вероятности присоединится к ТС сразу после Кыргызстана. Допустить укрепление соседей, на которых Узбекистан посматривает пока с нескрываемым презрением, - значит для РУз на неопределённый срок затормозить своё «стихийное», а на самом деле вполне управляемое продвижение на территорию этих сопредельных государств. Тут можно вспомнить и сотни гектаров кыргызстанской земли, оказавшихся во владении граждан РУз, и ситуацию в Бургандинском массиве[7](Кадамжайский район Баткенской области). Исторически повелось так, что у руководства Узбекистана очень хорошо получается обводить киргизских коллег вокруг пальца, когда дело касается земельного вопроса. Например, в 1936 году Советская Киргизия лишилась значительных площадей в Карасуйском и Араванском районе под шум строительства Большого Ферганского канала. Тогда это, естественно, не воспринималось как потеря – государство-то было одно – но естественным образом сказалось на очертаниях Кыргызстана, когда он стал независимым. Продолжить исторический экскурс можно цитатой из монографии историка Г. Джунушалиевой «Эволюция Кыргызской государственности в советский период»: «Бывали даже такие случаи, когда соседние республики самовольно, без согласия Кыргызстана, пытались пользоваться его землями. Так, Узбекская ССР в 70-х гг. собиралась построить Чаткальское водохранилище на кыргызской территории по аналогии Кампыр-Абадского и Керкиданского». Уже в нашу эру (2000 год) Ташкент едва не выторговал у Бишкека коридор в Сох, который бы соединил территорию этого анклава с «большой землёй» и одновременно обеспечил бы контроль Узбекистана над значительной частью водных ресурсов в Ферганской долине. Ранее, в середине 90-х, Узбекистан начал «втихую» разрабатывать карбидной сырьё на территории Кадамжайского района КР. Как минимум сотню гектаров кыргызстанских земель наши соседи «выиграли» в результате изменения русла одной из пограничных рек. Почти не поддаются подсчёту пастбищные земли, на которые вполне мог бы претендовать Кыргызстан и о которых теперь никто даже не вспомнит.

Чтобы претензий не было совсем, братья-узбеки все более-менее освоенные участки границы  просто… минируют. Кроме того, с их стороны в одной Ферганской долине сосредоточена чуть ли не половина всего военного контингента РУз[8]. Квартируются вооружённые силы Узбекистана и в анклаве Сох, что, прямо скажем, нетипично для анклавных территорий по всему миру.

На сегодняшний день делимитированы лишь те участки узбекско-киргизской границы, что проходят по малонаселённым территориям долины и горным хребтам. 30% уже двенадцать лет остаются, по факту, территориями спорными. Переговоры не двигаются[9]из-за того, что узбекская сторона стопорит все инициативы без исключения. По всей видимости, Узбекистан надеется на то, что рано или поздно ему выпадет карт-бланш на любые действия в регионе. Особые надежды  подаёт ему политическая нестабильность и региональные противоречия внутри КР, а также динамичный рост населения самой РУз. То, как пассионарность  узбекских граждан была использована в начале этой недели, мы уже оповещены. Недавно, кстати, в интернет-пространстве прошла информация о планировавшемся массовом завозе стройматерилов для граждан РУз, якобы рискнувших в экстренном режиме заселить один из спорных пустырей[10]. Впрочем, эта тактика знакома и киргизам. Вспомним, как в июле прошлого года киргизских пограничников, везших грузовики с щебнем на спорную территорию, поддержали жители села Булак-Баши[11]и к чему это привело. Была, если кто не помнит, перестрелка с жертвами среди отечественных погранцов[12]. Не первая в новейшей истории Кыргызстана и, скорее всего, не последняя. Отметим, что, несмотря на всё это, наши пограничники продолжают оставаться более человечными и случае чего либо стреляют в воздух, либо прячутся в зарослях кукурузы. Узбекские «церберы» ведут себя совсем иначе и очень часто стреляют на поражение. Поэтому ситуация, когда киргизские дехкане избивают узбекского стража государственных рубежей и участкового милиционера[13], просто непредставима. А обратная – пожалуйста!

Последний случай, когда на узбекско-киргизской границе был застрелен гражданин КР, имел место в сентябре прошлого года в районе Аравана (Ошская область)[14]. И это не единственная жертва узбекских стрелков в високосном 2012-ом[15]. Как тут не вспомнить высказывание Саламата Аламанова, в ту пору заведующего отделом региональных проблем аппарата премьер–министра республики, из десятилетней давности интервью одной столичной газете: «Пограничники наших новообразовавшихся стран еще не являются ими в полном смысле этого слова. Нет у них понимания важности службы на границе как определяющей взаимоотношения государств. Если, скажем, корова пересекла границу, которая, кстати, еще не определена, пограничники воспринимают это как личную обиду и стреляют в корову, а заодно и в человека, который захотел перегнать ее домой. В этом случае пограничник не осознает себя в качестве человека, выполняющего государственную миссию. Он чувствует себя сторожем, охраняющим свой огород»[16]. По факту, с тех пор мало что изменилось. Для того, чтобы развязать настоящую войну, Кыргызстану уже много раз следовало лишь применить принцип «око за око»: то есть, как вы с нашими, так и мы с вашими. Слава Богу, до этого дело не дошло. Иначе мы бы с  вами уже были участниками первого межгосударственного конфликта в постсоветской Центральной Азии.

Нельзя не отметить ту растерянность, в которую оказались погружены наши правительственные чиновники первые дни после инцидента. Многих удивило то, с какой медлительностью вырабатывали официальную позицию МИД КР и Погранслужба. Их заявления, в итоге, оказались до неприличия сдержанными и ограничились голой констатацией факта, без всякой  оценки[17]. Между тем, налицо факт агрессии со стороны граждан сопредельного государства при полном попустительстве его военного ведомства. И это серьёзный повод для того, чтобы, по крайней мере, отправить руководству РУз официальную ноту протеста.

Между тем, кое-кто из депутатов Жогорку Кенеша попытался ещё на первых порах исключить политическую подоплеку конфликта на киргизско-узбекской границе[18]. Воцарилось нехорошее молчание, прервать которое не смогло даже заседание Совета по обеспечению безопасности и правопорядка при Правительстве КР[19]. Журналистов, что показательно, выставили оттуда уже через пятнадцать минут после начала.

«Официальный Ташкент держит глухую оборону, стремясь в одностороннем порядке, с нарушением международного права, с позиции силы решить существующие приграничные проблемы», - констатируют кыргызстанские СМИ[20]. И в этом отношении мы не можем не признать, что наше правительство просто-напросто попустительствует такому ходу событий. Впрочем, сегодня межгосударственная граница перекрыта в двухстороннем порядке, а это свидетельствует о всё усложняющихся отношениях между государствами. В своё время президент переходного периода Роза Отунбаева с просьбой оказать поддержку в техническом оснащении киргизских погранзастав обращалась к руководству НАТО[21]. При Алмазбеке Атамбаеве на границу потекла российская помощь. Весной прошлого года южные рубежи республики были с помощью Погранслужбы ФСБ РФ оснащены инженерными средствами охраны границы, в числе которых оптико-электронные модули, приборы обнаружения и слежения за целью и другое техническое оборудование[22]. А ещё в январе 2012-ого Россия передала сюда различные виды транспорта, снаряжение, обмундирование и средства связи[23]. Совсем недавно, в ноябре, по милости российских таможенников значительно пополнился автопарк Таможенной службы КР[24]. Всё это делается не просто так. Кыргызстан должен почувствовать себя способным держать ситуацию в приграничье под контролем. Но разве это возможно, пока реакция на инциденты, подобные чарбакскому, будет ограничиваться сухим перечислением пострадавших объектов: 15 автомобилей, столько же электрических столбов, одна водопроводная труба и 30 заложников[25]? Если любая попытка Кыргызстана обустроить на своей (!) территории нормальную пограничную заставу (к слову, казарма в Чарбаке была введена в эксплуатацию только в декабре 2012-ого) будет оборачиваться такими эксцессами, можно даже и не думать о каком-то влиянии на ситуацию в будущем.                                              

Иосиф ИЛЛАРИОНОВИЧ, обозреватель Polit.KG



[1]http://www.aif.kg/cat17/news.php?item_id=1914

[2]http://www.paruskg.info/2011/08/09/47810

[3]http://www.24.kg/news-stall/145313-said-yeratov-kak-tolko-voznikayut-konflikty-v.html

[4]http://www.24.kg/parlament/134763-deputaty-parlamentskoj-frakcii-sdpk-reshili.html

[5]http://www.vb.kg/211268

[6]www.fergananews.com/articles/7591

[7]http://analitika.org/kyrgyzstan/kg-border/1559-20060516061745203.html

[8]http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1084778460

[9]http://www.gezitter.org/politic/12466_kyirgyizsko-uzbekskaya_granitsa_budet_utochnyatsya_po-inomu/

[10]http://mirror24.24.kg/news-stall/135196-spor-voznikshij-na-granice-batkenskoj-oblasti.html

[11]http://rus.kg/news/policy/5866-uzbekistan-dal-ocenku-pogranichnomu-incidentu-v-ala-buke.html

[12]http://rus.azattyk.org/content/kyrgyzstan_border_conflict/24649628.html

[13] А именно с аналогичной драки, по словам главы Погранслужбы КР Закира Тиленова, начался чарбакский конфликт. Естественно, избиваемые были кыргызстанцами, а остальные наши пограничники просто стреляли в воздух.

[14]http://www.svoboda.org/archive/ru_news_zone/20120907/17/17.html?id=24701104

[15]http://rus.azattyk.org/media/photogallery/24816992.html

[16]http://rus.gateway.kg/news/kg/analitika/4934

[17]http://www.24kg.org/politic/145333-mid-kyrgyzstana-vystupil-s-zayavleniem-po.html

[18]http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=17316&Itemid=77

[19]http://polit.kg/newskg/533

[20]http://www.24.kg/news-stall/145256-granicakg-ne-dergajte-za-cheku.html

[21]http://www.pr.kg/news/kg/2011/05/12/19957/

[22]http://slovo.kg/?p=7692

[23]http://www.president.kg/ru/posts/4f16726ff4d55247a9000002

[24]http://www.polit.kg/newskg/490

[25] Эти данные были получены от губернатора Баткенской области Жениша Раззакова 9 января

Версия для печати   |   Просмотров: 4749   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная