POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Понедельник, 19 ноября 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

«Пограничное сотрудничество Российской Федерации и Кыргызской Республики как гарантия обеспечения безопасности юго-восточных рубежей Содружества»

06.10.2011 16:32 - Polit.kg
«Пограничное сотрудничество Российской Федерации и Кыргызской Республики как гарантия обеспечения безопасности юго-восточных рубежей Содружества»

5 октября в Пресс-центре «Россия» POLIT.KG провел «круглый стол» на тему «Пограничное сотрудничество Российской Федерации и Кыргызской Республики как гарантия обеспечения безопасности юго-восточных рубежей Содружества»

В обсуждении широкого спектра вопросов пограничной безопасности приняли участие:

первый заместитель председателя, командующий Пограничными войсками ГКНБ Кыргызской Республики генерал-майор Тиленов Закир Керимович;

начальник Оперативной пограничной группы ФСБ России в Кыргызской Республике полковник Плищинский Олег Петрович;

Терехин Евгений Евгеньевич, советник-посланник Посольства РФ в КР;

Мамытов Токон Болотбекович, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

политолог Какчекеев Токтогул;

председатель Совета ветеранов Пограничных войск ГКНБ Кыргызской Республики Асакеев Стальбек Амантурович;

председатель организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Кыргызской Республики Токомбаев Тарас Аалыевич;

военный историк, кандидат исторических наук Сумароков Леонид Иванович;

Сергей Викторович Сидоров, обозреватель газеты «Слово Кыргызстана».

Ведущий «Круглого стола» Гладилов Аркадий.

 

ГЛАДИЛОВ: Уважаемые гости и участники конференции! Очень хотелось бы, чтобы наша встреча и наше обсуждение не носило характер самоотчета проделанной 20-летеней работы. Давайте построим разговор более конструктивно. Результаты сегодняшнего обсуждения мы сформулируем в перечень вопросов, которые требуют незамедлительного решения и доведем до сведения руководства республики в целях принятия каких- то конкретных мер. Видео-версия нашей конференции будет выложена в интернет, ваши доклады и выступления будут изданы отдельной брошюрой, которая будет распространяться бесплатно. Мы постараемся, чтобы ваше мнение было максимально услышано.

ТИЛЕНОВ: Если взглянуть на историю, то в 1992 года мы все входили в состав СССР и охраняли государственную границу СССР. После распада СССР встал вопрос, кто будет охранять границы суверенных государств? На тот момент мы еще не были готовы к этой задачи, и поэтому было принято решение, что гос границу Кыргызстана с Китаем будет охранять оперативная пограничная служба Российской Федерации. Были подписаны Соглашения между нашими государствами и началась история охраны гос границы уже российскими пограничниками на территории нашей республики. В последующем, при подписании данного соглашения был определен порядок охраны границы. При подписании соглашения было принято решение о том, что финансирование вопросов охраны границы на этом участке будет следующим : 80% -Российской Федерацией, 20% - Кыргызской Республикой.

В 1999 году встал вопрос вывода оперативной пограничной группы Российской пограничников за пределы Кыргызстана, были образованы Национальные пограничные войска. Российские пограничники передали нам охраняемые участки гос границы. В то же время мы поняли, что нуждаемся в помощи, это вопросы организации охраны государственной границы, материально-технической обеспечение. И в 1999 году подписывается соглашение между КР и РФ по пограничному вопросу и образована погранично-оперативной группа - это в основном, советники, которые оказывают практическую помощь. И по сей день мы осуществляем такое сотрудничество.

ГЛАДИЛОВ: Скажите, вывод российских пограничных войск - это было больше политическое решение?

ТИЛЕНОВ: Вопрос упирался опять же в финансирование, необходимо было создание собственных национальных пограничных войск,

ГЛАДИЛОВ: Насколько этот вопрос был принципиален со стороны России?

ТЕРЕХИН: Кыргызская Республика – это суверенное государство, и естественно, должно строить все присущие суверенному государству механизмы собственного функционирования. И национальная пограничная служба - это один из важнейших компонентов любой государства. Поэтому в принципиальном плане, конечно же, российская сторона не могла не приветствовать создание и развитие Национальной пограничной службы дружественной нам республики.

ГЛАДИЛОВ: Но Россия же понимала, что качество охраны границ, пусть даже на первом этапе, несколько ухудшится?

ТЕРЕХИН: Ну, естественно, это было всем понятно по той простой причине, что любой новый орган власти, это всегда орган, которому нужно расти.

ПЛИЩИНСКИЙ: Во- первых, хочу выразить большую признательность всем участникам круглого стола, в первую очередь нашим уважаемым ветеранам, которые и сегодня оказывают большую помощь в вопросах развития пограничной службы. Закир Керимович очень полно осветил все моменты, которые происходили на том или ином историческом этапе. После передачи Российской Федерацией охраны государственных границ Кыргызской Республике и образования самостоятельного пограничного ведомства в Кыргызстане на базе той группы погранвойск была создана оперативно пограничная группа (далее ОПГ). Появление в Киргизии нового формирования российских пограничников, с совершенно новыми функциями стало следствием тех изменений, которые произошли именно в пограничной сфере Кыргызстана. Это подтверждало ту обоюдную заинтересованность наших братских государств в продолжении сотрудничества, в целях обеспечения надежной охраны границ с государствами, которые не входили в состав СНГ. (здесь имеется в виду КНР) Основным предназначением сотрудников ОПГ в новых условиях явилась координация Кыргызско-российского сотрудничества по пограничным вопросам, оказание помощи погранвойскам. Здесь следует отметить, что масштабы задач, решаемые на границе российскими пограничниками за последние 10 лет значительно выросли. Пограничники Кыргызстана вышли на новые рубежи, обустраивались новые пункты пропуска, приходилось выходить на ранее неохраняемые и необустроенные участки государственной границы. Кроме того, пограничники Кыргызстана прошли очень серьезное испытание в период пресечения деятельности формирований, которые вторглись на территорию республики. Все мы прекрасно помним эти события. Здесь на этапе становления и развития нового пограничного ведомства КР была оказана помощь теми специалистами, которые здесь остались, были сюда командированы и новые лица, имеющие определенный опыт в пограничной сфере. На основании 15 статьи Соглашения между РФ и КР, сотрудники оперативной группы принимают участие в качестве советников. В своей деятельности российские советники решают следующие вопросы: оказание помощи нашим кыргызским партнерам, совершенствование, строительство и укрепление войск и управление ими, обеспечение режима государственной границы, подготовка офицерских кадров и других специалистов, которые необходимы для погранвойск. В большей степени деятельность советников носит интеллектуальный характер. Надо понимать, что имея протяженную границу, погранвойска на сегодняшний день сталкиваются с очень серьезными трудностями, в первую очередь это недообеспеченность. Но, несмотря на все тяжелые условия, пограничники Кыргызстана с честью несут свою службу и выполняют свои задачи.

ГЛАДИЛОВ: Вы отвечаете за участок внешней границы, имеется в виду между Кыргызстаном и Китаем. А как обстоят дела на границе с нашими братьями по СНГ? Сейчас больше проблем с этими участками границы.

 ПЛИЩИНСКИЙ: Мы руководствуемся Соглашением, и как вы правильно отметили, наши советники оказывают помощь в охране внешней границы СНГ, то есть, кыргызско-китайского участка границы.

ГЛАДИЛОВ: Имеет ли российское пограничное руководство какое-то влияние на взаимоотношения между нашими погранотрядами и узбекскими коллегами, или казахскими? Ведь Россия имеет непререкаемый авторитет, тем более в военной сфере. В прессе появляется много фактов, подтверждающих продолжающееся обострение отношений между самими же пограничниками, каждый месяц случаются какие-то конфликты, особенно на юге страны.

ПЛИЩИНСКИЙ: На этот вопрос можно ответить следующим образом: у нас в СНГ создана так называемая Организационная служба совета командующих погранвойск, в которую входят руководители всех погранведомств Содружества. Председателем на сегодняшний день является генерал армии Проничев Владимир Егорович. И вот на тех заседаниях, которые проводятся несколько раз в год, зачастую решаются вопросы отношений пограничников между собой.

ТИЛЕНОВ: Сегодня такие моменты действительно присутствуют и мы стараемся решать их, не нарушая прав и Соглашений ни одной из сторон.

Предлагаю вернуться к истории. Уход российских пограничников совпал с теми событиями 1999 года, когда международные террористы ворвались на нашу территорию, и это послужило поводом для выставления наших дополнительных частей на новых рубежах. В принципе, с тех пор времени прошло достаточно, и сейчас на кыргызско-таджикском и кыргызско-узбекском участке выставили свои погрансоединения и части. Сегодня пограничному сотрудничеству с Российской Федерацией придаем особое значение, так как мы с одной школы. Принципы охраны границы, формы организации и способы службы у нас одинаковые. На сегодняшний день мы отдаем предпочтение в подготовке наших кадров именно Российской Федерации. В Пограничной Академии РФ завершили обучение 51 офицер, 20 офицеров еще проходят обучение, 200 молодых офицеров получили образование в российских пограничных институтах.

ГЛАДИЛОВ: То есть, Вы хотите сказать, что самое главное звено – это подготовленные кадры?

ТИЛЕНОВ: Да, именно подготовке кадров мы отводим огромное значение.

ГЛАДИЛОВ: Совсем недавно Президент страны Роза Отунбаева и премьер Алмазбек Атамбаев высказали ряд претензий нашим пограничникам в связи с участившимися случаями контрабанды ГСМ и наркотрафиком. А российская сторона дает высокую оценку действиям наших пограничников. Кто прав? К чему сводятся основные нарекания по работе пограничников?

МАМЫТОВ: Если вы помните, в 1998 году, когда ставился вопрос о выводе российских пограничных подразделений, тогдашний директор пограничной службы генерал полковник Бодюжа Николай Николаевич по поручению первого президента России неоднократно бывал в Кыргызстане, переговорный процесс был многоэтапным. Я был тогда заместителем председателя службы нацбезопасности республики, был членом этой межправительственной кыргызско-российской экспертной группы. Ради объективности я хотел бы отметить, что высшее руководство Кыргызстана, военное командование в лице Министерства внутренних дел, СНБ, внутренних войск, Национальной Гвардии, и в том числе таможенных подразделений республики были категорически против этого. Мы конечно, не могли диктовать Росси, что ей делать на тот момент, выводить войска или не выводить, но в то же время позиция Кыргызстана в то время была однозначной. Первый президент Кыргызстана поддержал нас, выслушав наше мнение, но в ходе переговорных процессов с высшим руководством России, войска все же были выведены и все причины этого до сих пор неизвестны. Я считаю, что в то время это было, мягко говоря, военно-политической ошибкой России. Но и в какой-то, в меньшей степени и Кыргызстана, потому, что высшее руководство и первый президент не сумели договориться и убедить противоположную сторону о необходимости сохранить присутствие российских пограничников. Мы просили Россию не выводить погранвойска еще и потому, что это было достаточно сложное время для всей Центральной Азии, тогда еще наблюдался расцвет талибского движения, религиозного экстремизма и деятельности отдельных сепаратистских движений, в том числе уйгурских сепаратистов, которые обосновались на территории Афганистана, и через нас планировали реализовать свои намерения в западном Китае, в Синь-Цзяне. На тот момент была сложная и путаная ситуация с внутренними границами Кыргызстана, то есть, можно сказать, что процесс делимитации вообще не начинался, внутренние границы между государствами СНГ не были определены до конца. Кроме того, российские войска решили в столь короткий срок покинуть границы Кыргызстана, что правительство просто физически не успели бы моментально сформировать свою службу погранвойск, тем более в столь сложное время. Для нас это было непосильно ни в экономическом, ни в финансовом, ни в военно-политическом отношении, ни, тем более, в кадровом отношении. Не смотря на все это, решение было принято и пограничные войска выведены. Дальше мы остались со своими пограничными проблемами наедине и вновь начали совершать ошибки, которые и до сих пор влияют на сегодняшнюю ситуацию с пограничными войсками. Первая наша ошибка: создав пограничные подразделения, мы разделили их, то есть КПП или так называемые «доходные места», мы забрали под ГКНБ, а непосредственно войсковую охрану границы, то есть заставы, погранотряды, те места, где нужно нести службу и, как говорится, где надо пахать и пахать, мы отдали Министерству обороны. Вскоре, через год-два, мы поняли, что наделали ошибок и столкнулись с проблемами.

Со временем мы вывели пограничные подразделения из структуры Минобороны и ГКНБ и сделали их самостоятельной единицей. Но и это оказалось не столь эффективным, как мы думали. Сегодня в парламенте и в правительстве есть разночтения и разные подходы к пограничной службы. Кто-то хочет вновь присоединить погранслужбу к тем ведомствам.

ГЛАДИЛОВ: А Вы сами как считаете?

МАМЫТОВ: С учетом складывающейся военно-политической обстановкой, я считаю, что пограничные войска нужно передать Министерству Обороны. Но более или менее приемлемый вариант – это ее самостоятельное создание и функционирование.

ГЛАДИЛОВ: Скажите, откуда вообще пошла проблема наших внутренних границ? Ведь до сих пор очень много спорных участков.

МАМЫТОВ: Знаете, говорить о том, что проблемы с границами есть только у Кыргызстана, в частности обоюдные проблемы кыргызско-узбекских и кыргызско-таджикских границ, - это неправильно. Думаете, пограничных проблем нет в России? Там решили вопросы границ только с шестью странами. Есть еще 8 стран, с которыми Россия не определилась и не подписала соответствующие соглашения. Вопросы границы существуют практически во всех государствах мира, как на Западе, так и на Востоке. Поэтому говорить, что на Востоке бардак, а на Западе все «ok» равно, что ничего не сказать. У них проблемы еще пуще наших. Эта проблема была , есть и будет существовать всегда. Нам нужно найти методику и подходы к решению данной проблемы.

Мировая практика выработала такие принципы решения пограничных проблем. Но, к сожалению, эта методика не совсем применима к Ферганскому треугольнику.

Касаемо проблем кыргызско-узбекских границ, скажу вам следующее: Кыргызстан и Узбекистан придерживаются принципов взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоуступок. Мы уже много спорных участков ликвидировали. Есть еще около 60 участков, но это не такие страшные цифры. Хуже дело обстоит на границе с Таджикистаном. Здесь мы решили только около половины спорных вопросов. Проблемы сосредоточены в Ляйлякском районе Баткенской области.

ГЛАДИЛОВ: Во что упирается решение пограничных вопросов? Как можно совместить озвученную вами политику взаимоуступок и красивые лозунги депутатов о том, что, мол, мы не отдадим ни пяди кыргызской земли? Что препятствует скорейшему решению вопросов границ? Может, это какие-то политические или экономические моменты?

МАМЫТОВ: Я вам скажу так: главная ошибка кыргызской стороны за последние 10 лет состояла в том, что мы затягивали переговорные процессы с соседями. И первый, и второй президенты в какой-то степени уходили от решения острых пограничных вопросов с президентами соседних стран. Позицию наших первых двух президентов можно назвать позицией выжидания. И ни к чему хорошему это не привело. Со временем, этот спорный вопрос не решается, либо решается с учетом не в нашу пользу. Вторая причина – это разность подходов трех стран – Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана – к описанию линии прохождения границ. Если Таджикистан предлагает искать выход из проблемы по одним параметрам согласно Соглашения, подписанного в 1924-27 годах, то по другим параметрам к тем же участкам, руководствуясь Соглашением 1954 года. Вот вам пример разных подходов.

ГЛАДИЛОВ: То есть, каждый действует в интересах своей страны?

МАМЫТОВ: Конечно! Это естественно, каждый старается сделать так, как выгоднее ему и сохранить максимально выгодное положение. Мы, естественно, тоже придерживаемся этого принципа.

КАКЧЕКЕЕВ: Вопрос укрепления государственной границы всегда имел особую важность на любом историческом этапе развития общества. Давайте вспомним Российскую Империи, где пограничники занимались защитой границ и противодействовали незаконному вывозу пушнины, золота и леса. В Советском Союзе пограничная стража была создана при Министерстве внешней торговли потому, что из России вытаскивали гигантские богатства и должен был быть заслон. С тех пор пограничная служба начала кочевать из ГПО в МВД, КП потом МГБ, до 1957 года был даже общий военный институт пограничных и внутренних войск. Так мы прожили 20 лет, Россия попробовала обустроить внутренние границы и затратила на это сотни миллиардов рублей, но и это сегодня не дает эффекта. Рассмотрим достаточно простой пример: проникновение на территорию Кыргызстана наркотрафика. А сегодня на территорию Кыргызстана попадает десятки тонн наркотиков, и попадают они через линию государственных границ, так ведь? Так вот, формирование пограничной службы Кыргызстана пошло вкривь и вкось, и сегодня так продолжается потому, что у нас нет государственной политики в области безопасности. В том числе у нас нет и блока защиты госграницы и обеспечения материально-технической и кадровой базы. Из-за бедности мы живем старым дедовским методом: хорошо, что хоть лошади есть. Нам нужен серьезный пересмотр границ в рамках СНГ. Необходимо создать комитет по демаркации и делимитации в составе НПА и представителей ОДКБ. Сегодня это вопрос веления времени. Потому, что арабская весна и афганский синдром диктуют нам свои условия.Американцы собираются выводить свои войска из Афганистана в 2014году. А почему не завтра? Да потому, что американцы после Ирака и Афганистана, и некоторых областей Пакистана отработают фактический театр военных действий, схожий с Кавказом и Средней Азией. Они закончили боевую выучку и оставляют границы, полные неожиданностей, перекладывая проблемы на плечи России. Сегодня 3 миллиона наркозависимых людей в России. Это только официальные данные. Поэтому успех России стоит сегодня именно в Средней Азии. И мы должны быть очень решительными в этом вопросе. Нам необходимо вернуть российские пограничные войска, тем более, что Таджикистан, опираясь на Иран, собирается отказаться от этих сил.

Мы проигрываем в плане защиты рубежей от наркотрафика, оборота оружия, взрывчатых веществ и проникновения лазутчиков, эмиссаров от экстремистских религий и так далее. И это очень опасно. В связи с этим я хочу сказать, что ОПГ делают большое дело. Нужно создать совместную Кыргызско-Российскую пограничную службу, которая будет являться одним из элементов государственной безопасности. Это две очень родственные службы.

ГЛАДИЛОВ: Нам интересно мнение российской стороны. Вчера вышла интересная статья В.В. Путина, и по сути дела она вырисовывает новые горизонты взаимного сотрудничества в создании единого экономического пространства, и в этой связи по-новому смотрится роль и функции погранслужб. Возможно, еще больше возрастет участие российских пограничников в защите рубежей.

ТЕРЕХИН: Вопрос взаимодействия между пограничными службами стран СНГ не может оставаться застывшим. При этом нужно помнить о том, что сотрудничество по пограничной линии носит вторичный характер и идет вслед за политическим и экономическим сотрудничеством. Что касается ситуации в целом, то Единое экономическое пространство будет строиться и укрепляться. Мы все знаем, что высшее руководство Кыргызской Республики неоднократно заявляло о желании присоединиться к Таможенному союзу, это прямой путь для совместного укрепления безопасности воздушных рубежей, но задать какие-то временные рамки, что в первом квартале будет то-то, во втором то-то, я бы поостерегся.

Что касается диалога о делении границ, могу по собственному опыту сказать, что это тяжелейший процесс. Лет сорок Россия делила границы с Китаем.

ГЛАДИЛОВ: На Ваш взгляд, есть ли реальная опасность проникновения террористических групп на нашу территории? Насколько реальны подобные опасения ? Вторая часть вопроса: сможем ли мы совместно с российскими коллегами предотвратить эти столкновения и остановить эту агрессию?

ТЕРЕХИН: Да, эта угроза есть, и она с каждым днем растет. Я не могу предсказать, что завтра на таком-то направлении энная группа предпримет попытку прорыва. Это не в моей компетенции, но с точки зрения общего хода развития, к сожалению, мы приходим к такому выводу, что данная угроза растет. А что касается вопроса, сможем ли мы отразить эту угрозу – ответ простой: мы не имеем права не отразить ее!

ТИЛЕНОВ: Подтверждением нашего сотрудничества являются помощь советников погранвойск Российской Федерации в обучении и воспитании наших пограничников, разрабатываются учебно-методические документы. Мы совместно с российскими пограничниками провели несколько патриотических акций «Боевое братство». Ансамбль погранвойск РФ дал большой концерт в Бишкеке, в Оше – в зале мест свободных не было!

Кроме того, рассматриваются вопросы оказания материально-технической помощи со стороны российских пограничников.

МАМЫТОВ: Принимая участие в таких вот конференциях по линии Минобороны, МЧС, Службы госбезопасности, я обратил внимание, что везде один из самых сложных вопросов – это вопрос подготовки кадров. Минобороны готовит кадры для себя, погранслужба – для себя. Я думаю, что было бы не плохо вместо того, чтобы распылять силы и возить наших ребят на подготовку в военные училища (я не ставлю вопрос про обучение в академиях) за рубеж, может быть, целесообразно обучать их здесь, создав мощный учебный центр или у нас в Новопокровке, или во Фрунзе-1, в учебном центре МЧС. Может, стоило продумать вопрос об организации специализированного военного училища, которое бы готовило специалистов различного профиля для силовых ведомств республики? Вложение денег в такое училище окупится. Это было бы выгодно и нам, и России. Здесь могли бы проходить обучение курсанты и из других стран. Когда-то ведь в Токмаке, Канте были такие учебные центры, которые готовили военных для наших зарубежных друзей, со всего мира – начиная с Кубы и кончая Сомали. И ведь неплохо учили, если из этих курсантов потом вырастали президенты!

Я не буду скрывать, Россия стала сдавать свои позиции по ряду вопросов, в частности, по числу подготовленных специалистов. Придет время, и у нас будет готовиться кадров в несколько раз больше, чем сейчас. Мы ценим тот образовательный потенциал, что остался у нас после развала Советского Союза. Но этот потенциал истощается – через пять-семь лет этот ресурс будет исчерпан. Те проблемы, с которыми мы сейчас сталкиваемся в области борьбы с терроризмом, наркотрафиком, экономическими преступлениями – они для нас сейчас пока общие, не смотря на то, что мы стали делиться по «национальным квартирам». Я этот вопрос намерен поднять на парламентской ассамблее ОДКБ в Санкт-Петербурге. Я обратил внимание на тот момент в статье Путина, где он говорит о формировании «нового полюса»!

ГЛАДИЛОВ: Вообще-то получается, что у нас – у Кыргызстана – вообще вариантов нет, кроме как становиться полноценным членом Таможенного союза, Единого экономического пространства.

МАМЫТОВ: Вот я не согласен. Когда я встречаюсь с российскими политиками, они упрекают Кыргызстан. Но дело не в Кыргызстане. Дело в России. Союз развалили без Кыргызстана. Образовали Таможенный союз – нас не позвали, хотя до этого была у нас договоренность об едином таможенном пространстве. Пока у нас с Россией интересы во внешней и внутренней политике совпадают. Но это на ближайшие 5-7 лет. Дальше они могут и не совпасть, векторы движения могут быть разные.

ГЛАДИЛОВ: Опять многовекторность?

МАМЫТОВ: В экономике, в торговле многовекторность допускаю. Но в политике, в военном деле этого не должно быть. Почему Россия поднялась? Потому что нефть есть? Нет. Потому, что начала реформирование власти. Вот, пока мы не реформируем систему власти, мы тоже будет топтаться на одном месте. Будем постоянно искать людей, новые модели и т.д. Но пока мы не отработаем вертикаль власти, у нас так и будут проблемы.

ГЛАДИЛОВ: Так мы вроде все последние 20 лет только тем и занимаемся, что власть реформируем…

МАМЫТОВ: И при этом за власть еще не брались. Мы не выращивали новую политическую элиту. У нас как это происходит? Кто богатый – в аул приехал, лошадь зарезал, два ящика водки поставил – вот и элита. А разве это элита?

СИДОРОВ: Возвращаясь к теме российско-кыргызского пограничного сотрудничества, хочу напомнить, что первым дал слабинку Аскар Акаев, когда пошел на поводу у некоторых членов того легендарного парламента, которые увидели в российских пограничниках элемент посягательства на суверенитет Кыргызстана. Я принимал участие в обсуждении проблем пограничников на «круглом столе» в Чуйском погранотряде. Прозвучало много предложений, но большинство проблем упирается в общее экономическое положение республики. После всех вышел представитель Минобороны и сказал, что когда начинается очередной призыв на службу, то почти все призывники хотят служить в погранвойсках! О каких тогда проблемах вы говорите? То есть, престиж погранслужбы у нас достаточно высок.

У меня вопрос к Олегу Петровичу. Вы ставили вопрос перед руководством Погранвойск России о помощи кыргызским пограничникам?

ПЛИЩИНСКИЙ: Да, мы прекрасно понимаем, что Кыргызстан – суверенное государство, и мы относимся к вам как к суверенному государству. Главное, что мы стараемся развить и сохранить – это наши взаимоотношения. Все мы воспитанники одной школы, не смотря на то, что кто-то закончил раньше, кто-то позже. Все мы в едином строю выполняем задачи, которые на нас возложены. Пограничные наши войска тем и живут, что помнят то советское время и те традиции, что были заложены нашими предшественниками. И спасибо нашим ветеранам, которые с нами, и помогают сохранять лучшие традиции советских пограничников.

Что касается помощи, то в прошлом году этот вопрос рассматривался на совместном заседании руководителей двух ведомств. Конечно, этот вопрос не может быть решен в течение одного дня, тем более, если идет речь о выделении авиационной техники. В самое ближайшее время начнется передача военной техники и снаряжения для военнослужащих пограничных застав. Вопрос оказания помощи пограничникам не снят с повестки дня.

ТИЛЕНОВ: Мы живем в одном здании, питаемся в одной столовой. Самое главное – мы знаем друг друга и те вопросы, которые стоят перед пограничниками Кыргызстана, не чужие и для российских пограничников. Буквально недавно завершилась совместная пограничная операция под кодовым названием «Афганский излом», которой руководили наши российские коллеги. В этой операции также принимали участие пограничники Казахстана, Таджикистана. Мы привлекали силы и средства внутренних войск, Минобороны, Таможенной службы. За период проведения этой операции задержали 12 нарушителей границы, на границе было изъято 28 единиц огнестрельного оружия, более 800 боеприпасов, задержано более 300 кг. наркотических

Средств и контрабандного товара более чем на 32 миллиона сомов. Эта операция проходила в течение одного месяца!

Вы спрашиваете, существую ли угрозы для Кыргызстана? Конечно, существуют. Прошлогодние события в Таджикистане, когда на одну из колон было совершено нападение с использованием гранатометов, стрелкового оружия в результате которого погибло более 20 военнослужащих. Руководство республики предприняло все меры для ликвидации этой боевой группы. Естественно, мы были проинформированы, и мы тоже беспокоились за свои границы, предприняли дополнительные меры по усилению охраны границы. Конечно, мы не можем на каждом метре границы поставить по солдату. Мы отдаем предпочтение оперативной работе, не хватает своих сил – просим помощи у Министерства обороны, у других силовых структур.

Такие моменты заставляют нас особое внимание уделять вопросам охраны границы. Буквально на днях прошло заседание Совета обороны, которое поставило перед нами задачу – чтобы в период подготовки к выборам на границе был порядок, чтобы не провозили через границу боеприпасы, оружие, наркотики.

АСАКЕЕВ: Мы не должны забывать свою историю: ни период вхождения в состав Российской империи, ни 70 лет Советской власти, которая дала очень многое кыргызскому народу. Мы прошли через многие испытания: становление государственности, вместе прошли Великую Отечественную войну и победили в этой войне. Пограничное сотрудничество – это тоже элемент дружбы. Нам вместе охранять границы нашего Содружества. Спасибо всем участникам «Круглого стола» за внимание. Со своей стороны я от имени ветеранов погранвойск выражаю благодарность организаторам этой встречи.

 

POLIT.KG

Версия для печати   |   Просмотров: 5459   |   Все статьи

Мы и мир

23.03.2018 19:20
Учебники по истории должны отражать неразрывную связь  Крыма с Россией

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании «круглого стола» Российского исторического общества, посвящённого четвёртой годовщине воссоединения Крыма с  Россией и  презентации двухтомника «История Крыма», созданного Институтом российской истории РАН.           

Открыл мероприятие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. В работе «круглого стола» приняли участие директор Института российской истории РАН Юрий Петров, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Законодательного Собрания города Севастополя, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Севастополе Екатерина Алтабаева, директор Центрального музея Тавриды,

Опрос



Главная