POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Четверг, 18 января 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Молодежь Кыргызстана: будущего нет?

01.08.2011 19:11 - Polit.kg
«Молодёжный бугор» - демографический термин, который говорит о наличии «необычно высокой пропорции молодежи в возрасте 15–24 лет в общем взрослом населении»[1]. По мнению американского социолога Джека Голдстоуна, «наличие «молодежного бугра» исторически коррелировало с временами политических кризисов. Большинство крупных революций… – [включая и] большинство революций ХХ века в развивающихся странах – произошли там, где наблюдались особо значительные молодежные бугры»

Демография нам поможет?

«Огромный потенциал несёт в себе кыргызстанская молодёжь» - одно из наиболее употребляемых «общих мест» в отечественном политическом лексиконе. Вот и Министерство по делам молодёжи (просим прощения за тавтологию) в недавно презентованной Стратегии развития государственной молодёжной политики до 2012 года начинает с того, что «именно молодёжь может явиться конкурентным преимуществом Кыргызстана». Там же, как на одну из основных проблем государства указывается на «вымывание и истощение человеческого капитала». И вроде бы всё правильно, и вроде бы всё верно, но создаётся ощущение, что упущено что-то  особенно важное. Что это, мы осознали, только столкнувшись с понятием «молодёжный бугор» (калька с английского “youth bulge”) и исследованиями известного российского учёного – историка, социолога, экономиста, футуролога -  Андрея Коротаева, посвящённым… «арабской весне».

Обо всём по порядку. «Молодёжный бугор» - демографический термин, который говорит о наличии «необычно высокой пропорции молодежи в возрасте 15–24 лет в общем взрослом населении»[2]. По мнению американского социолога Джека Голдстоуна, «наличие «молодежного бугра» исторически коррелировало с временами политических кризисов. Большинство крупных революций… – [включая и] большинство революций ХХ века в развивающихся странах – произошли там, где наблюдались особо значительные молодежные бугры»[3]. Андрей Коротаев предлагает  гипотезу, что именно означенная демографическая проблема сыграла роль взрывателя для целой череды арабских революций в 2010 году и блестяще это доказывает.

Если сравнивать революционный Египет, на который ориентируется в своих исследованиях А. Коротаев, с не менее революционным Кыргызстаном, то сравнение выйдет не в нашу пользу. Судите сами: у них уровень безработицы к началу революции – 9%, у нас в 2008 г. – официально 16,8% (причём, среди молодёжи (15-34 года) он достиг 22,2%, а в возрастах 15-19 лет более одной трети (33,7%)[4]. Или экономический рост.  В эпоху правления Мубарака (1981–2011 гг.) египетская экономика развивалась вполне динамично, показав за 30 лет рост в 4,5 раза, что является одним из лучших показателей для стран «третьего мира» в эти годы[5]. Мы же за все 20 лет независимости не можем дотянуть даже до уровня 1990-го года: как-никак, седьмое место в рейтинге худших экономик мира по версии журнала Forbes. Для обеих стран приоритетной отраслью народного хозяйства является туризм, но тут и сравнивать не приходится (см. http://polit.kg/newskg/136 ). Итак, ничего общего: даже в уровне коррупции между нами пролегает громадная пропасть.

Из всех точек соприкосновения серьёзно говорить можно, пожалуй, только об одной. Как вы уже могли догадаться, это тот самый «молодёжный бугор». Мы уже много о нём слышали, теперь давайте посмотрим. Вначале – на египетский[6]:


Причина возникновения этого и ему подобных «бугров» – выход из так называемой «мальтузианской ловушки»: ситуации, когда рост производства средств к существованию сопровождается обгоняющим его демографическим ростом, что оставляет большинство населения на уровне, близком к уровню голодного выживания. Андрей Коротаев замечает: «…во всех известных нам случаях выход социальных систем из мальтузианской ловушки сопровождался особенно быстрым снижением именно младенческой и детской смертности. Египет и здесь не был исключением»[7]. Теперь представим, как на эту базу лягут ценности традиционного общества, поощряющего многодетность – и вот она, картина маслом: всё больше счастливых семей, где дети вдруг резко начали меньше болеть и умирать, экономический рост, обеспечивающий их родителям возможность неплохо зарабатывать. Таким образом, детская масса увеличивается и с течением времени перетекает в массу молодёжную. Вот и весь «бугор». Вчера от них можно было откупиться какой-нибудь новой соской, а сегодня они хотят менять порядок, в котором вполне достойно существовали их родители. Просто потому, что человеку, а молодому – тем более, свойственно менять вокруг себя всё, что под руку попадётся. Как итог – революция. Даже на фоне экономического роста. «…дело в том, что выросло новое поколение, которое старые принципы, старый образ жизни оно уже не могло воспринимать», - отмечает в одном из своих интервью и Алексей Васильев, директор Института Африки Российской Академии Наук, отметая мифы о какой-то особой бедности и социальном неравенстве в египетском обществе.  

Как показывает график, революция в Египте пришлась уже на спад «молодёжного бугра». Далее, по прогнозам экспертов, доля молодёжи будет только снижаться. Отметим этот казус и вернёмся к нашим, кыргызстанским реалиям. Чтобы выяснить, есть ли что-то общее в демографии Египта и Кыргызстана, мы обратились к данным Национального статистического комитета КР, которые находятся в открытом доступе[8]  и составили график как можно более похожий на тот, что использует Андрей Коротаев. Вот результат:


Вы можете заметить, что подъём «бугра» в нашем кыргызском варианте даже круче, чем у египтян. Оно и понятно: республика горная, а горы – это будет покруче, чем какие-то пирамиды. А если серьёзно, то Египет даже в 2010 году, на пике «бугра» не достиг заветной 11%-ой отметки в возрастной группе 20-24, в то время как мы в то же самое время подошли к ней вплотную. Судите сами, вот те же данные в форме таблицы:

1990 - 8,56% | 1991 - 8,57% | 1992 - 8,58% | 1993 - 8,59% | 1994 - 8,92% | 1995 - 8,94% | 1996 - 8,93% | 

1997 - 8,96% | 1998 - 8,96% | 1999 - 8,96% | 2000 - 9,10% | 2001 - 9,24% | 2002 - 9,39% | 2003 - 9,58% | 

2004 - 9,76% | 2005 - 9,99% | 2006 - 10,23% | 2007 - 10,49% | 2008 - 10,68% | 2009 - 10,88% | 2010 - 10,97% | 2011 - 10,92%

Что случилось в 2010 г., никому напоминать не надо. Что случилось в 2005 г., когда мы вплотную подошли к планке 10% (символическая отметка!), - тоже. Детального прогноза, что будет происходить с означенной возрастной группой в последующие десятилетия, мы не нашли, но прогноз Нацстаткома на текущий год указывает пусть на маленькое, но снижение. Впрочем – напомним ещё раз – свержение режима Мубарака в Египте пришлось на спад «молодёжного бугра». Поэтому и мы, уже пережившие две революции, не должны расслабляться.

Революция в Египте, да и в других арабских странах, которые лихорадило весной 2011 года, привела на политарену  новое поколение политиков. Ни для кого не секрет, что тот же результат дала и произошедшая гораздо раньше – в 2003 году – грузинская «революция роз». Кыргызстан пережил ДВЕ «революции», штурмуя не только Белый Дом, но и не менее реальный «молодёжный бугор». Каков итог? Давайте, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на средний возраст депутатов Жогорку Кенеша пятого созыва. Как показали нехитрые вычисления, это 48 лет. Не геронтократия, конечно, но наводит на некоторые размышления. Наш показатель сопоставим со средним возрастом казахстанских мажилисменов действующего созыва – 52 года[9]. И это при том, что казахстанцам посчастливилось не столкнуться с практикой государственных переворотов. Так и напрашивается рекламно-риторическое «зачем платить дважды?», особенно если принять во внимание возраст нынешних лидеров. Иной раз думаешь, что, занятые переделом государственной (да и частной тоже, чего уж греха таить) собственности, они не замечают реальной угрозы, надвигающейся не с партийных флангов, а с самого что ни на есть тыла – от «необыкновенного потенциала» и нечаянно подросших «цветов жизни». Нет, со своими детьми у истеблишмента всё решено: высланы за пределы республики, учатся, развлекаются. А что делать с теми, кто учиться и развлекаться не привык, не имея такой возможности в «сладкие» 90-е и 00-ые?

 

Что нас ожидает?

Теоретически, проблему можно решить «по-умному», то есть  без новых революций. Вот что по этому поводу думает депутат ЖК КР от фракции «Ар-Намыс» Акылбек Жапаров: «Сегодня требуется оптимизация системы государственного управления, создание компактного и гибкого государственного аппарата, сокращение ненужных расходов и раздутых штатов в государственных институтах. Останется от полутора до трёх тысяч номенклатурных работников, которые будут входить в ведение руководителей нашей страны. В программе партии «Ар-Намыс» было предложение, чтобы одним из заместителей всех этих руководителей назначать людей не старше 35 лет со знанием нескольких языков. Таким образом, мы смогли бы за раз пригласить в управленческий состав более двух тысяч молодых людей, которые бы следом за собой привели новое поколение. К сожалению, средний возраст управленцев, количество которых из года в год растёт, имеет тенденцию к увеличению и составляет 40-50 лет. Они, конечно, зовут своих ровесников и смены поколений власти у нас не происходит». Парламентарий выражает надежду на то, что в скором времени к управлению страной будут допущены молодые кадры, которые и приведут Кыргызстан к процветанию. Акылбек Жапаров ставит в пример этим пока ещё иллюзорным «молодым львам» грузинских либералов – команду М. Саакашвили – и «чикагских мальчиков», осуществлявших экономические реформы в Чили в период правления хунты.

Что интересно, в самой молодёжной среде – по крайней мере, в её думающем сегменте – наблюдается тенденция к деполитизации. «Мне кажется, что сейчас не то время, чтобы сидеть где-нибудь на седьмом или девятом этаже и «управлять». Нужно заниматься делом, заниматься бизнесом. У Кыргызстана самый низкий уровень ВВП в Центральной Азии – всего пять миллиардов долларов, то есть тысяча долларов на душу населения. Причём, и эти малые средства направлены у нас не в правильное русло. Для сравнения: в Таджикистане, экономика которого считается неустойчивой, ВВП 15 млрд. долларов. Узбекистан – 89 млрд., Туркменистан – 36 млрд, Казахстан – 198 млрд. Мне обидно на это смотреть», - говорит Даир Токобаев, лидер общественного молодёжного объединения «За обновление страны» и бизнесмен. На форуме молодёжи и экспертов «Новые пути развития экономики Кыргызской Республики» он заявил, что большая часть чиновников в нашей стране – непрофессионалы. «Некоторые из них даже не умеют пользоваться персональным компьютером», - сетует Даир и признаётся: «Я работал в Министерстве экономического регулирования и ушёл оттуда, когда понял, что работают там 2-3 человека, а все остальные – это кадровый балласт. Не надо объединять десятки тысяч людей, если можно объединить единицы здравомыслящих». По мнению молодого бизнесмена, «должность, личный кабинет, секретарша – это предел мечтаний идиота». «Систему менять сложно. Нужно строить свой Кыргызстан. Нужна общая идея для консолидации молодёжи. И основываться она должна на чём-то продуктивном. Давайте зарабатывать деньги – в этом нет ничего плохого. Гораздо хуже стремиться занять какую-то должность, чтобы получать незаработанные деньги», - заключает он.

Тенденцию к деполитизации демонстрирует даже организация, позиционирующая себя как «молодёжный парламент» (в республике действует несколько объединений с подобным названием – ещё об одной речь пойдёт в следующем абзаце). «Мы не намерены проводить какие-то митинги и пикеты, свергать нынешнюю власть. Мы должны отходить от политики, потому что сейчас уже каждый человек – политик. А мы считаем, что каждый кыргызстанец должен заниматься тем, что он умеет», - говорит Жениш Молдокматов, представитель межрегионального объединения «Кыргызстан жаштар кенеши» («Молодёжный парламент Кыргызстана»). Этот юный нарынчанин советует своим сверстникам заниматься самообразованием и предлагает целому поколению заранее готовить свои кандидатуры на выборы в местные кенеши в 2012 году.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить: кто вылезет на гребне новой волны, которая рано или поздно смоет существующий порядок? Косвенные указания даст следующая иллюстрация. Пока одни «молодёжные депутаты» готовят себя к выборам в местные кенеши, другие проводят заседания… в Жогорку Кенеше, по соседству с членами действующего и закреплённого в Конституции парламента. Конечно, всё понарошку. С другой стороны – неплохая тренировка. Чем обусловлена привилегия тренироваться бок о бок с депутатами пятого созыва ЖК КР, легко понять, посмотрев на источники финансирования этого «молодёжного парламента». Перечень этот красноречив: USAID(Агентство США по международному развитию) и Демократическая комиссия Посольства США в КР. Торжественное открытие проекта состоялось 20 июня – сам проект рассчитан на полгода. Первую сессию открыл ни кто иной, как спикер Ахматбек Келдибеков. Реальность такова, что реальным, а не декларативным воспитанием будущей политической элиты у нас занимаются исключительно американцы. Как тут не вспомнить ещё один комментарий Алексея Васильева, директора Института Африки Российской Академии Наук, по «арабской весне»: «…я уверен, что прямого спускового крючка со стороны каких-то спецслужб, американских или иных, не было. Но до этого уже годы и годы Американский совет за демократию, неправительственные организации, готовили этих людей. Они их воспитывали, они им давали деньги. Они им прививали лозунги демократии, и эти лозунги опьяняли молодых людей». Наш истеблишмент такое положение дел не где-нибудь, а в собственной стране, видимо, вполне устраивает.

Вообще, представителям правящей элиты свойственно искриться оптимизмом. Вот как на вопрос о том, почему молодому люду так трудно сегодня прорваться к власти, отвечает глава Министерства по делам молодёжи, сорокалетний Алиясбек Алымкулов: «Какие-то сдвиги есть: уже четыре министра входят в возрастную группу до 40 лет. 12% депутатов – тоже довольно молодые люди. Это первые шаги. В дальнейшем, мы надеемся, среднее поколение передаст свой опыт молодым». Если оглядываться на 20-летний период независимости Кыргызстана, то почему-то особого желания, чтобы эта передача состоялась, не возникает. С другой стороны, все понимают, что наши будущие управленцы должны обладать хоть какой-то  базой: в виде образования, определённых навыков цивилизованной политической борьбы. Смогут ли дать им это участие в организованных по формальному принципу «у всех есть, пусть и у нас будет» молодёжных крыльях политических партий вкупе с опытом штурма Белого дома – большой вопрос.

 

Призрак революции бродит по ЦА

«Арабская весна» продемонстрировала, как быстро революционный вирус может передаваться в рамках отдельного региона. В связи с этим нас не может не заинтересовать текущее положение в других странах Центральной Азии. Об уже знакомом нам «молодёжном бугре» Международный Институт Политической Экспертизы пишет в исследовании ««Инвестиционный потенциал Туркменистана: анализ политических рисков»: «Туркменская ситуация во многом похожа на ту революционную демографическую ситуацию, которая сложилась сейчас в арабском мире – в этой стране также в последние 15-20 лет имел место демографический взрыв – меньше чем за 20 лет, с 1992 по 2011 по данным МВФ население Туркменистана выросло с 3,8 до 5,5 млн, почти на 50%! Кстати, по мнению наших экспертов, такому росту поспособствовала и гипертрофированная система квот (созданная еще при Ниязове), так как многодетные семьи получают больше квот на свет, воду, талоны на топливо и т.д. Такой рост населения неизбежно сопровождается появлением целой армии неудовлетворенных своим положением в обществе молодых людей, в основном безработных. Медианный возраст в Туркменистане на данный момент – всего 25,3 года. Даже те эксперты, которые считают данные о численности населения завышенными, тем не менее, согласны с тем, что в стране существует взрывоопасный возрастной дисбаланс». Далее эксперты указывают на то, что эту проблему не может решить сейчас ни армия, куда молодых людей отправляют сразу по окончании школы, ни официальная пропаганда. Итог таков: «сценарий политической дестабилизации в Туркменистане вполне вероятен, особенно учитывая большое количество безработных в провинции».

«Центральная Азия – следующий взрывоопасный «бугор»?»  - ставит вопрос Аида Альжанова, председатель общественного фонда «AdamDamu» (г. Алматы, Республика Казахстан). «Да, мы живем на пике взрывоопасного «бугра». Во всех пяти странах возрастная группа 15–24 лет является самой многочисленной по сравнению с другими возрастными группами. Это, в первую очередь, эхо «горбачевского сухого закона» и пронаталисткой политики СССР в последние годы своего существования. После середины 90-х годов уровень рождаемости снижался во всех странах региона – где-то постепенно, а где-то просто драматически, как в Казахстане в конце 90-х годов», - отмечает она в статье «Трудности переходного периода»[10]. По её мнению, особняком среди всех центральноазиатских республик стоит Узбекистан. Демографическую ситуацию там она  характеризует так: «…самое большое население в регионе на небольшой территории и продолжающийся быстрый рост населения, несмотря на титанические усилия правительства по ограничению рождаемости (иногда нарушающие права человека)». В то же время, автор указывает на то, что в Кыргызстане и Таджикистане «молодёжные бугры» выражены гораздо больше, чем в Узбекистане, а в Афганистане высокая рождаемость компенсируется высокой смертностью – так что там эта проблема и вовсе не актуальна. Казахстан с его огромной территорией и довольно средним приростом населения, в свою очередь, готов даже стимулировать омоложение своего населения.

«Если не предпринимать никаких мер, то срыв стабильности в регионе произойдет в любом случае не позже чем через 10-15 лет. И произойдет он, скорее всего, в Фергане»[11], -считает отечественный эксперт-политолог Мурат Суюнбаев. Российский журналист Аркадий Дубнов, уже 20 лет специализирующийся на странах Центральной Азии, предполагает, что в случае обострения ситуации в Ферганской долине «определяющей станет позиция официального Ташкента»[12]. Эксперт пишет, что отказ Узбекистана вмешаться во внутренние дела Киргизии во время межэтнических столкновений в июне 2010 года «может объясняться стремлением избежать опасного прецедента, угрожающего самому Ташкенту. Ведь в Узбекистане тоже могут вспыхнуть волнения, подобные тем, что произошли в Андижане в мае 2005 года». Не исключает Дубнов и продолжение революционного бума в Кыргызстане: «Стремление к «справедливому парламентаризму» в Киргизии зачастую выглядит лишь формой, в которую коррумпированная и полукриминальная элита облекает стремление оторвать кусок властного пирога, который в бедной, практически лишенной ресурсов стране, живущей в основном за счет внешних заимствований, становится все тоньше и тоньше. Если такая ненасытность станет причиной новой революции – «Тюльпана-3», как ее уже называют, – Киргизия потеряет шанс стать состоявшимся единым государством, распад страны на Север и Юг станет реальностью».

Помощник госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, в свою очередь, считает, что сценарий «арабской весны» в странах Центральной Азии невозможен[13]. По его мнению, положение смягчает тот факт, что значительная часть трудоспособного населения региона находится на заработках в России. Что ж, с этим нельзя не согласиться. Вот, хотя бы, данные по Кыргызстану: «За 1999-2009 гг. постоянное население страны увеличилось на 540 тыс. человек, естественный прирост составил 838,8 тыс. человек, миграционная убыль – 298,8 тыс. человек. Миграционный отток «поглотил» 35,6% естественного прироста»[14]. При этом, «большинство трудовых мигрантов из Кыргызстана - лица кыргызской национальности в возрасте 20-35 лет»[15]. Для сопоставления: «Среднегодовой приток трудоспособного населения в 2005-2009 гг. составлял порядка 125 тыс. человек. При этом его поглощение и использование в реальном секторе экономики и сервисных сферах не превышало 5 тыс. человек»[16].То есть, получается, что миграция – это единственный клапан для сброса социального напряжения в республике – напряжения, связанного с тем самым «молодёжным бугром». Россия с одной стороны, Кыргызстан и Таджикистан с другой взаимовыгодно решают противоположные демографические проблемы: первая – проблему «старения» населения, второй и третий – проблему перенасыщения рынка труда, связанную со значительным избытком молодёжи. Такой вот интересный симбиоз. Так что, чем эффективнее в будущем  будет протекать сотрудничество «стран-поставщиков» и «стран-принимателей», тем лучше для всего региона. В этом смысле представляются перспективными соглашения в области трудовой миграции, инициируемые Федеральной миграционной службой РФ (см. http://polit.kg/conference/3/5​8).   

Однако есть и другая миграция – внутренняя, и её тоже никто не отменял. «Процессы внутренней миграции привели к высокой концентрации населения в Бишкеке и других крупных городах страны. В Бишкек направляются и оседают более 40% внутристрановых мигрантов, которые нуждаются в жилье, рабочих местах, включению в социальные программы. По экспертным оценкам фактическая численность населения столицы превышает официальную более чем на 500 тыс. человек», - сообщается в сборнике«Население Кыргызстана: ситуация и перспективы развития»[17]. Ни для кого не секрет, что именно из новостроек, охвативших столицу Кыргызстана плотным кольцом, вербуются участники самых масштабных митингов – в том числе и «революционных». И, конечно, люди там живут отнюдь не пожилые. «Тюльпаны-3», говорите?..

 

Эпилог

Сотрудники Фонда Народонаселения ООН, которые прекрасно знают, что такое «молодёжный бугор», всё же предпочитают, подразумевая это явление, употреблять термин «демографическое окно возможностей». Такой подход вполне оправдан. Но любую  возможность можно использовать, преследуя самые разные цели. Было бы глупо отрицать  и наличие сил, заинтересованных в использовании  этого «окна» для дальнейшей дестабилизации внутриполитической ситуации в Кыргызстане. Чем шире оно открывается, тем больше бутылок с зажигательной смесью туда можно забросить – само собой разумеется. Если же говорить о целях созидательных, то речь должна идти в первую очередь о создании  новых рабочих мест и разнообразных «социальных лифтов». Есть в нашей стране люди, которые это понимают.  Не так давно государственную программу по трудоустройству незанятого населения предложил создать один из самых молодых депутатов Жогорку Кенеша Дастан Бекешев. А разработкой «системы и механизмов «социальных лифтов» обеспокоено сегодня Министерство по делам молодёжи. Вот результаты, которых Министерство намерено добиться в ближайшие годы:

 2011 год.
1.       Полностью построена система управления молодежной политикой во главе с МДМ.
2.       Сформулирована и принята государственная молодежная политика как гармоничная часть Программы Правительства КР.
3.       Сформирована и действует система координации и взаимодействия органов власти в сфере реализации молодежной политики.
4.       Сформированы и утверждены совместные планы действий МДМ с министерствами и ведомствами.
5.       Сформирована и действует система обращения молодежи к МДМ.
6.       Сформирована система информирования молодежи о деятельности МДМ.
7.       Реализованы проекты «Дом молодежи» в городах Ош и Бишкек.
8.       Построена система мониторинга молодежной сферы, позволяющая количественно и качественно описывать молодежь Кыргызстана, ее проблемы и потенциал, а также прогнозировать возможное развитие событий.
 
2012-2014
1.       Сформирована единая модель реализации государственной молодежной политики на республиканском и региональном уровнях;
2.       Внедрены единые методики мониторинга и оценки реализации государственной молодежной политики на республиканском и региональном уровнях;
3.       Индекс уровня дохода молодежи будет повышен до ____ %;
4.       Процент преступлений совершаемых молодежью будет снижен до ___ %;
5.       Трудоустройство выпускников системы высшего образования составляет не менее ___ %;
6.       Индекс уровня образования молодежи в рамках Индекса УЧРООН достиг ____ %;
7.       Уровень общей заболеваемости и смертности среди молодежи снижен  на __ %;
8.       Во всех регионах функционируют Дома молодежи и другие ресурсные центры для молодежных организаций, их деятельностью охватывает __ % молодежи региона;
9.       ___ % молодежи Кыргызстана считает себя патриотами;
10.    ___ % молодежи Кыргызстана самоорганизуется или принимает участие в деятельности молодежных общественных организаций, в т.ч.  на местном уровне;
11.    Создана республиканская детская организация с охватом ___ % школьников;
12.    Уровень удовлетворенности доступностью социальной инфраструктуры для молодежи повышен до ___%;
13.    Доля финансирования инновационных проектов, разработанных молодежью через именные фонды, гранты, премии ежегодно увеличивается на 10 %;
14.    Доля молодых предпринимателей ежегодно увеличивается на  ___ %;
15.    Ежегодно в каждом регионе на основе государственно-частного партнерства реализуется не менее ___ молодежных бизнес-проектов;
16.    Количество реализованных молодежью социально значимых проектов в рамках государственного социального заказа и республиканского фонда поддержки молодежных инициатив увеличено в 2 раза;
17.    Доля лиц в возрасте 14-28 лет в общей численности безработных снижена на ___ %;
18.    Доля молодежи с ограниченными возможностями, включенной в экономическую деятельность, увеличена на 20%;

 

Просим вас не удивляться – процентные и количественные данные во втором блоке не указаны специально: по той причине, что система мониторинга молодёжной сферы попросту отсутствует. Другими словами, никто не отслеживает поведение молодёжной среды. Другими словами, это «не приоритет». Осуществление планов самого министерства, к слову, находится сейчас под большим  вопросом, так как велика вероятность, что его просто расформируют. Сам министр против этого ничего не имеет. Итак, вполне вероятно, что пропущенные ячейки так и останутся незаполненными. «Nofuture», как гласит известный панковский слоган: «Будущего нет».

Илларион ЗВЯГИНЦЕВ



[1]http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0459/tema07.php

[2]http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0459/tema07.php

[3]Там же

[4]Фонд Народонаселения ООН, «Взаимовлияние демографических и социально-экономических процессов в Кыргызской Республике: старые проблемы или новые возможности?»

[5]http://www.politstudies.ru/extratext/text/issue2011A.htm

[6]Иллюстрация взята отсюда: http://nonlin.ru/node/1869

[7]http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0459/tema07.php

[8]http://www.stat.kg/stat.files/din.files/census/5010001.pdf

[9]http://www.parlam.kz/ru/history

[10]http://nurmedia.ru/parallels/2295-trudnosti-perehodnogo-vozrasta.html

[11]http://open.kg/blog/?p=211

[12]http://globalaffairs.ru/number/Poslednii-mirazh-nesmenyaemosti-15184

[13]http://www.24.kg/news-stall/97772-pentagon-centralnaya-aziya-ishhet-protivovesy.html

[14]Население Кыргызстана: ситуация и перспективы развития

[15]Фонд Народонаселения ООН, «Взаимовлияние демографических и социально-экономических процессов в Кыргызской Республике: старые проблемы или новые возможности?»

[16]Там же

[17]Население Кыргызстана: ситуация и перспективы развития

Версия для печати   |   Просмотров: 7922   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.
04.02.2017 16:38
Крым должен стать площадкой народной дипломатии

Член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков принял участие в заседании Президиума Российской Ассоциации Международного сотрудничества (РАМС).

В мероприятии приняли участие член Совета Федерации, председатель Президиума РАМС Сергей Калашников, заместитель Председателя Совета министров Республики Крым, Постоянный Представитель Республики Крым при Президенте РФ Георгий Мурадов, член президиума международной общественной организации «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», заместитель председателя Комитета Общественных связей г. Москвы Владимир Полозков, депутат Московской городской Думы, президент «Международного содружества общественных объединений – обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД) Владимир Платонов, президент Международной общественной организации «Международная ассоциация юристов» - Владимир Радченко.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты