POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Среда, 21 февраля 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

15.11.2017 18:30
С какими правами будут работать в России граждане Кыргызстана? В июле президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспортеКомитет Госдумы России по транспорту и строительству рассмотрит запрет на вождение автомобиля по национальным правам Кыргызстана. Законопроект, запрещающий использование кыргызских удостоверений, инициирован депутатом от ЛДПР Игорем Лебедевым. Он внес его 27 октября, после предложения Президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева сделать 7-8 ноября Днями истории и памяти предков. В республике это предложение восприняли как наступление на права и законные интересы кыргызстанцев, работающих в России. Нужно напомнить, в июле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий гражданам Кыргызстана работать в РФ на транспорте, не имея при этом российских водительских прав.


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Кыргызстан: когда вид сверху сильно отличается от самочувствия снизу

19.01.2018 21:54 - Polit.kg
Кыргызстан: когда вид сверху сильно отличается от самочувствия снизу

Вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Сирил Мюллер  во время встречи с Президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым 16 января с.г. с удовлетворением отметил, что в Кыргызстане за годы независимости в два раза сократился уровень бедности! По логике господина Мюллера надо понимать, что в советский период эта республика находилась в столь ужасающем положении, что нынешнее ее положение нужно воспринимать как значительный прорыв в сторону улучшения благосостояния народа.

“Итоги комплексного исследования экономики Кыргызстана, проведенного Всемирным банком, показали, что работа по сокращению бедности проведена страной успешно, и дальнейшие меры должны быть сосредоточены на развитии частного сектора и улучшении качества предоставляемых услуг для достижения роста всеобщего благополучия. Кыргызстанцы имеют доступ к образованию, медицине, энергетике, теперь необходимо повысить качество предоставляемых услуг”,- порекомендовал Сирил Мюллер.

Президент Сооронбай Жээнбеков не усомнился в справедливости оценки высокого гостя и отметил, что Всемирный банк является одним из основных партнеров по развитию Кыргызстана и выразил благодарность за оказываемую поддержку в социально-экономическом развитии страны. Он подчеркнул, что в рамках совместного сотрудничества были реализованы проекты по укреплению таких важных секторов, как транспорт, сельское хозяйство, энергетика, здравоохранение, образование, государственное управление, социальная защита населения. Президент Сооронбай Жээнбеков отметил также, что политика страны будет направлена на развитие малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест в регионах с учетом специализации каждого региона и кластерного подхода для снижения дисбаланса в развитии регионов и миграции населения. «Для реализации наших планов, Указ “Об объявлении 2018 года Годом развития регионов” станет хорошим началом и подспорьем. Будет разработана единая комплексная программа на несколько лет вперед, с учетом специфики каждого региона”, - подчеркнул он.

Все замечательно с перспективами. Но как быть с оценкой пройденного пути? Каковы точки отсчета? Что брать за «нулевой уровень»? Очевидно, год обретения суверенитета, или хотя бы те 5 лет, что предшествовали развалу СССР, который и стал точкой отсчета суверенного развития Кыргызстана и других стран бывшего Союза. Так неужели тогда дела были настолько плохи, что нынешнее состояния Кыргызстана можно расценивать как гигантский рывок вперед, к прогрессу и процветанию?

Заглянем в статистические сборники конца 80-х годов прошлого столетия и сравним некоторые показатели развития экономики союзных республик. Главный момент: безработицы ни в одной республике не было. Можно много и долго рассуждать об эффективности труда в СССР, но плановое строение народнохозяйственного комплекса стремилось размещать производства пропорционально наличию трудовых ресурсов в каждом регионе. Сегодня, для сравнения, порядка трети трудовых ресурсов Кыргызстана вынуждены иммигрировать из страны в поисках работы.

Да, возможности союзных республик были различны, и даже одинаковые ставки заработной платы работников разных отраслей не обеспечивали полного социального равенства граждан на всей территории Союза. Но различия эти были не столь существенны, как нынешние. Тем не менее, все, кто помнит те времена (до суверенитетов) однозначно подтвердят, что БЕДНОСТИ, в нынешнем понимании этого термина, в Советском союзе не было. Доходы граждан были невысоки, в основной массе варьировались в пределах 200-300   рублей на одного работающего. Но если учесть, что образование и здравоохранение были совершенно бесплатными, миллионы людей также бесплатно получали жилье, государство субсидировало даже отдых и развлечения, культуру и науку, то реальные доходы были гораздо выше. Так, выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления составляли к концу 80-х годов  порядка 575 руб. на душу населения.

Особо нужно отметить систему среднего и высшего образования, которое на тот период, как оказалось, было одним из лучших в мире. Первый президент Кыргызстана Аскар Акаев (кстати, академик!) постоянно подчеркивал, что самое главное богатство республики – высокообразованные кадры специалистов. Вузы Киргизской ССР считались одними из лучших в СССР. 

Киргизская ССР по многим показателям была далеко не самым отсталым регионом СССР. Так, по производству товаров народного потребления на душу населения Киргизская ССР с показателем в 637 руб в год опережала все страны Средней Азии, в том числе Казахскую ССР с ее 553 рублями. К слову, уже тогда по этому показателю в СССР лидировали Латвия (2342 руб.), Эстония (2370 руб.), Литва (1916 руб.), Белоруссия (1639 руб.), Армения (1295 руб.). По России сумма была сравнительно невелика – 1077 руб. Но если в абсолютных величинах брать  объемы производства товаров народного потребления, то конечно, лидирующую роль играла Россия с 157 миллиардами рублей в розничных ценах. Стоит напомнить, что учетный курс американского доллара тогда недотягивал до 1 рубля, что отражало не рыночную валютную конъюнктуру, а реальное наполнение каждой денежной единицы.

И в производстве продукции сельского хозяйства Киргизская ССР была не на последнем месте (с показателем в 2,9 млрд. руб.), опережая Эстонию (1,9 млрд. руб.), Туркмению (2,6 млрд. руб.), Армению (1,5 млрд. руб.), Таджикистан (2,5 млрд. руб.).  Опять же, для сравнения, Россия производила  половину общего объема продукции сельского хозяйства всего СССР (101 млрд. руб).

Для полноты социальной картины страны в период, предшествующий ее развалу, нужно напомнить структуру цен хотя бы на основные товары: хлеб (1кг) – 16-25 коп., соль (1 кг.) – 3-5 коп., мука в.с. 1 кг. – 18 коп., масло растительное 1 л. – 50-60 коп., спички 1 кор. – 1 коп., мясо 1 кг. – 1,8 – 23,5 руб., сахар – 50 коп., водка 0,5 л – 2,87 руб., рыба св.мор. 1 кг  – 20 -60 коп., бензин А-76 1 л. – 16 коп., электроэнергия 1 квт.час – 2 коп., газета «Правда», «Известия» и пр. – 2 коп., и т.д.

Вопрос Вице-президенту Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Сирилу Мюллеру: можно ли такое положение граждан в стране с подобными экономическими показателями называть бедностью?  А если это была БЕДНОСТЬ, то как называть все то, что мы имеем на сегодняшний день?

Действительность туманна, зато перспективы самые радужные!

Буквально на днях в Бишкеке прошла ежегодная конференция общественных наблюдательных советов с участием представителей государственных органов и самого премьер-министра Сапара Исакова. Итоги обсуждения положения дел в самых различных отраслях и сферах вылились в «Открытое письмо» в адрес премьера, подписанное главами ОНС. Этот документ интересен уже тем, что в нем дана без ретуши характеристика реальному положению дел тех сфер, которые находятся под наблюдением этих общественных независимых структур. На что общественники просят обратить внимание правительства?

«1. В мировом рейтинге по уровню коррупции (Transparency International) Кыргызстан занимает 136 место и даже после двух революций стоит позади таких стран как Россия, Казахстан (131), Армения (113), Азербайджан (123 место). Аргументы некоторых государственных чиновников о том, что для уменьшения уровня коррупции нужно время, не имеют под собой оснований, так как после Революции 7 апреля 2010 года прошло уже почти 8 лет – времени для существенного уменьшения уровня коррупции было достаточно. Вышеуказанные факты говорят о неэффективности системы по борьбе с коррупцией в Кыргызстане, она требует кардинального пересмотра. 

2. В рейтинге Всемирного банка Doing Business по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса Кыргызстан занимает 75 место. В то время как другие страны Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) занимают в этом рейтинге места на 35-40 пунктов выше: Казахстан – 35, Беларусь - 37, Армения – 38, Россия – 40 место. Это говорит о том, что условия для ведения бизнеса в Кыргызстане в 2 раза хуже, чем в других странах ЕАЭС, соответственно, инвестиции идут не в Кыргызстан, а в другие страны ЕАЭС, растет экономика не Кыргызстана, а других стран ЕАЭС.

3. В одном из мировых рейтингов по уровню образования (PISA) Кыргызстан занимает последнее место.

4. В мировом рейтинге по уровню ВВП на душу населения Кыргызстан занимает довольно низкое 183 местосреди 230 стран. Например, уровень ВВП на душу населения в Узбекистане в 2 раза, в Казахстане и России в 7 раз выше, чем в Кыргызстане. Последнее место в этом рейтинге занимает Сомали, эта же страна занимает последнее место в мировом рейтинге по уровню коррупции. Сравнивая эти два рейтинга, можно увидеть между ними следующую закономерность – чем больше коррупции в той или иной стране, тем ниже уровень ВВП на душу населения, и наоборот. Следовательно, снижение уровня коррупции неизбежно приведет к росту экономики страны.

5. Кыргызская Республика со дня получения независимости привлекала и привлекает кредиты и гранты на различные цели. Однако до сих пор у общественности нет доступа к информации об эффективном использовании этих средств. Анализ привлекаемых внешних кредитов и грантов под гарантии Правительства Кыргызской Республики показал, что нет четкого государственного видения, куда, в какие отрасли и для достижения каких целей нужно привлекать денежные средства из зарубежных источников».

Конечно, все познается в сравнении. А рейтинги, при всей их условности и погрешностях, все же дают представление, где и на каком уровне развития находится тот или иной регион, страна, общество. Вот и получается, судя по этим самым рейтингам, что как-то не вяжутся представления о состоянии и перспективах развития Кыргызстана у Вице-президента Всемирного банка Сирила Мюллера и общественных наблюдательных советов при государственных органах республики. Так можно ли считать победой над бедностью (тем более в 2 раза) нынешнее состояние республики?

Минимальная заработная плата в Кыргызстане составляет 16 долларов или 1113 сомов по нынешнему курсу. Заместитель Федерации профсоюзов Рысгуль Бабаева в недавнем интервью одному из местных интернет-порталов так прокомментировала ситуацию: «Для того, чтобы прожить, человеку необходимо получать хотя бы два доллара в день, то есть в месяц должно выходить около 60 долларов. Среди стран СНГ мы в самом конце списка, у нас минимум зарплаты составляет 16 долларов. В России этот показатель на уровне 114 долларов, в Казахстане 68 долларов. Нас обогнал даже Таджикистан, где этот показатель достигает 51 доллара. Хотя в Конституции и Трудовом кодексе прописано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного законом прожиточного минимума».  

 

Аркадий Гладилов

Бишкек


Версия для печати   |   Просмотров: 1072   |   Все статьи

Мы и мир

16.11.2017 00:45

В рамках телемоста между Бишкеком и Кемерово (Россия) эксперты двух стран обсудили перспективы сотрудничества Кыргызстана и России в сфере идеологии, научно-образовательного и культурного сотрудничества, вопросы региональной безопасности и противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде.

- Сотрудничество между странами должно осуществляться не только между президентами, депутатами и правительствами. Не менее важной составляющей является такой элемент, как народная дипломатия, одним из элементов которой должно стать взаимодействие на экспертном уровне, учитывая, что оценки и рекомендации независимых специалистов не редко отражаются в межгосударственных документах, подписываемых на высоком уровне.

Опрос



Главная| Опросы| Видео| Контакты