POLIT.KG
Информационно-аналитический портал
  часы   Пятница, 14 декабря 2018
RSS

О ситуации в Кыргызстане

07.11.2018 14:26
Президент Сооронбай Жээнбеков: Глубоко прочувствуем многовековую великую историю нашей страны, свято сохраним национальное достоинство!

Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков  7 ноября, в связи с Днем истории и памяти предков посетил мемориальный комплекс «Ата-Бейит», где прочитал молитву в память о предках и покоящихся там соотечественниках, возложил венки к памятникам и сделал обращение к народу Кыргызстана.

"Непростые годы в составе российской империи, национально-освободительная борьба 1916 года и великий исход — Уркун принесли нашему народу большие испытания.После победы февральской, затем Октябрьской социалистической революци 1917 года в России произошел резкий поворот в судьбе кыргызского народа. В 1924 году была образована автономная область, затем создана Кыргызская Советская Социалистическая Республика"


Погода в Кыргызстане

Курс валют

Современный Кыргызстан — государство, в котором религия отделена от государства.

16.11.2018 16:55 - Polit.kg

С участием Президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова 15 ноября прошла церемония открытия II Международной конференции «Ислам в современном светском государстве», где глава государства выступил с речью.

«Уважаемые участники конференции!

Уважаемые гости!

Дамы и господа!

В работе сегодняшней конференции принимают участие руководители государственных органов, религиозных и неправительственных организаций, известные эксперты и ученые из 20 стран мира. От имени народа Кыргызстана хотел бы выразить глубокую признательность всем гостям, прибывшим в нашу страну! Добро пожаловать на нашу благодатную кыргызскую землю!

Думаю, нет необходимости доказывать то, что тема данной конференции всегда остается самой актуальной во все времена и для всех стран. Рассматриваемые сегодня вопросы весьма важны и для нашего государства и общества.

Так как в Кыргызстане накопилось немало проблем в сфере взаимоотношений государства и религии, для устранения которых могут быть полезны результаты сегодняшней конференции. В сфере религии, которая была под запретом в советское время и обрела полную свободу в годы независимости, имеют место весьма важные вопросы, требующие конкретного ответа. К примеру, никто не имеет права вмешиваться в вероисповедание человека, но, в то же время, какими должны быть взаимоотношения между государством и религиозной деятельностью?

Если мы обратимся к мировой практике, то видим, что разные страны ведут разную политику в данной сфере. Некоторые страны придерживаются позиции невмешательства государства в дела религии. А другие государства отдают предпочтение одной конфессии, возведя ее в ранг официальной или государственной религии. В более чем в 25 странах мира исламу придан государственный статус.

Также немало стран, в конституции которых отражено понятие „традиционные религии“. Кроме того, есть страны, где одна из конфессий пользуется поддержкой государства. А есть и такие государства, где введен запрет на доминирование одной религии из числа других существующих.

В целом, каждое государство, исходя из своего исторического пути, опираясь на свою культуру, принимая во внимание будущее, определяет политику регулирования религиозной сферы.

Нам необходимо реализовать такую религиозную политику, которая соответствовала бы целям Стратегии развития страны, принятой на основании общественного обсуждения с участием широких слоев населения.

Как показывают приведенные примеры, не существует готового рецепта или готового образца для разработки собственной успешной религиозной политики. Ее можно разработать на основе обсуждений на таких авторитетных международных площадках, как наша сегодняшняя конференция.

Уважаемые участники конференции!

Какие изменения имеют место в нашей стране после обретения независимости Кыргызской Республикой?

У нас была провозглашена полная свобода в сфере религии, и сформировалось многоконфессиональное пространство. Конфессии и религиозные организации получили возможность свободного развития. Государство не вмешивалось в межконфессиональные отношения. Кыргызстан сформировался как многонациональная и многоконфессиональная страна. Религия положительно повлияла на многие сферы деятельности общества и государства, став дополнительным институтом интеграции граждан.

В то же время, пользуясь предоставленной свободой, развелось множество различных религиозных течений, сект, мазхабов и тарикатов, чьи конечные цели остаются загадкой для общества. Мы становимся свидетелями того, как некоторые организации и движения пытаются политизировать религию.

Немало случаев, когда исламу приписываются какие-то догмы, не имеющие ничего общего с ней, при этом напрочь отрицается ее роль в воспитании граждан в духе порядочности, милосердия и добра, в интеграции общества.

 

К сожалению, есть и те, кто, прикрываясь исламом, пытаются навязать кыргызскому народу свои традиции, культуру. Кто пытается отстранить молодежь от современных знаний, достижений культуры, науки и техники.

И у нас ощущается влияние событий, происходящих в центральноазиатском регионе, и деятельности некоторых групп. Некоторые наши граждане стали жертвами тех, кто пытается использовать ислам в своих корыстных целях, превратить ее в инструмент насилия и экстремизма.

Уважаемые дамы и господа!

Современный Кыргызстан — государство, в котором религия отделена от государства.

Государство в вопросах религии занимает нейтральную позицию, не придает приоритета никакой религии и не навязывает гражданам никакой религиозной идеологии.

В свою очередь, религиозные организации не вмешиваются в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Религия — это вера в сердце каждого человека. Отношение к религии — личное дело каждого. Никто не вправе навязывать свое мировоззрение другим.

И государство не должно навязывать. Более того, защита права каждого на свободное вероисповедание является обязанностью государства в сфере религии.

Уважаемые дамы и господа!

В то же время государство имеет некоторые базовые функции. Одна из них — обеспечение мира и порядка и развития в обществе. Поэтому появилась необходимость расширения вмешательства государства в сферу религии. В целях утверждения данного тезиса хотел бы предложить четыре следующие идеи для обсуждения во время конференции.

Первая,государственные органы обязаны заботиться об устойчивом сохранении, как наивысшей ценности, существующего разнообразия в обществе. Разнообразие — особое преимущество и достижение нашей страны. Несмотря на то, что мы из разной национальности и у нас разные языки и религия, мы, кыргызстанцы, являемся гражданами одной страны. Мы — соотечественники, соратники, единомышленники.

Каждый гражданин государства должен научиться толерантному отношению ко всем религиозным течениям. Уважительное отношение к чужому мнению и крепкое межрелигиозное согласие важны для общества. Но это не придет само собой. Кто-то должен терпеливо и кропотливо действовать в данном направлении в течение долгого времени. Ни одна организация, ни один коллектив не в силах достичь этого самостоятельно. Это способно обеспечить только государство.

Только государство заботится о народе в целом. Не допустит разделения на своих и чужих, противопоставления одной религии к другой. Необходимо всячески укреплять межконфессиональное согласие, а также взаимопонимание и взаимоуважение между верующими и теми гражданами, кто считает себя вне религии.

В то же время и сами представители религиозных течений должны жить в светском обществе согласно светским законам. Необходимо разработать соответствующие нормативно-правовые акты насчет того, что было обозначено выше, а также обеспечить их реализацию.

Превращение в повседневную привычку такого поведения, которое будет способствовать развитию, требует усилий со стороны государства. Только государство способно направить религию в русло развития всего общества. Поэтому его роль в сфере религии должна быть больше, чем сейчас.

Вторая,двадцатипятилетняя история нашей независимости констатирует необходимость неукоснительного соблюдения исторических традиций для обеспечения устойчивости общества. Для этого необходимо расширить путь для социального партнерства между государством и традиционными для нашего общества исламу и православной религии. В то же время это обязывает представителей данных религий взять на себя большую ответственность за будущее общества.

Что касается новых нетрадиционных религиозных течений, при их государственной регистрации необходимо усилить требования к численности их последователей и продлить сроки их регистрации.

Необходимо создать новые формы взаимоотношений между религией и государством для обеспечения мира и порядка в обществе и межнационального согласия.

Третья,появилась необходимость адекватного реагирования на новые вызовы в данной сфере. К примеру, возникла необходимость обеспечения всех уровней религиозного образования, соответствующего будущему развитию нашего общества. В качестве примера можно привести то, что впервые в Кыргызстане имамов начали привлекать к получению дополнительного образования. Исламский колледж начал внедрять учебные стандарты, соответствующие требованиям госстандарта, под контролем министерства образования, что также является примером, достойным поддержки. Медресе, исламский колледж, исламский институт, исламский университет должны стать соответствующими ступеньками единой образовательной системы. В будущем необходимо создать Исламскую академию, деятельность которой будет под контролем государства.

Четвертая,ислам, исповедуемый нашими предками, не противоречит устоям светского общества, требованиям светских законов. Он вполне отвечал коренным интересам древнего кыргызского народа. И был принят нашими предками, поскольку гармонично сочетался с народными традициями и обрядами, с мировоззрением кочевников. В средние века с распространением ислама в Центральной Азии в Кыргызстане начали развиваться города, появились мечети, медресе и библиотеки. Были построены такие архитектурные памятники как Бурана, Узгенская башня, Шах Фазил, Таш-Рабат. Были созданы великолепные произведения известных личностей, таких как, скажем,  „Кут алчу билим“ Жусупа Баласагына, „Диван“ Махмуда Кашгари-Барскани, „аль-Мабсут“ Абу Бакр Серахси-Узгенди, „Бадуль-амалий“ Сираажуд-Дин Оши и др.

Современный ислам — неотъемлемая часть социального, культурного и духовного развития, общественной жизни нашего государства. Неоценим вклад нашего мусульманского сообщества, которое составляет большинство населения, в сохранение и развитие межконфессионального и межнационального диалога, согласия в обществе.

Необходимо продвигать традиционные исламские ценности, доставшиеся нам от наших предков, как альтернативу радикальным религиозным течениям. Поддержка ханафитского мазхаба как религии мира, толерантности, терпения, добра, милосердия и порядочности — должна служить укреплению единства народа Кыргызстана. 

Уважаемые участники конференции!

С учетом изменения ситуации в сфере религии и в целях поднятия на новый, качественный уровень взаимоотношение государства с конфессиями была разработана Концепция государственной политики в сфере религии. Также вносятся изменения в Закон КР „О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике“, разрабатываются нормативно-правовые акты.

Уверен, что сегодня в ходе конференции будут тщательно обсуждены проблемы и пути развития государственно-конфессиональных взаимоотношений, озвучены важные идеи и предложены соответствующие рекомендации.

Ваши научные выводы-предложения, теологические обоснования окажут существенную помощь в определении роли ислама в современном светском государстве, а также развитию государственно-конфессиональных и межконфессиональных взаимоотношений в стране!

Выражаю искреннюю признательность всем международным партнерам — Агентствам Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе — за их вклад в организацию и проведение сегодняшней конференции!

Желаю плодотворной и успешной работы Международной конференции, посвященной самой серьезной проблеме современности!

Всем вам здоровья и успехов в работе!»

 

На конференции также выступили спецпредставитель Генерального Секретаря ООН по Центральной Азии Наталья Герман, глава программного офиса ОБСЕ в Бишкеке Пьер фон Аркс, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Пакистан в Кыргызстане Кази-Хабиб-Ур-Рахман, министр по делам ислама и вакфов Исламской Республики Афганистан Османи Фаиз Мохаммад, член Исполнительного Совета (Правительство), председатель Департамента образования и знаний Абу-Даби Али Рашид Абдулла Али Альнуайми, заместитель председателя Комитета по дел м религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан Нурийман Абдурахим Абулхасан, заместитель председателя Государственного комитета по работе с религиозными организациями Республики Азербайджан Саявуш Джамильоглы Гейдаров, заместитель председателя Комитета по делам религий и упорядочению традиций и обычаев при Правительстве Республики Таджикистан Караматулло Олимзода, начальник Управления по укреплению общегражданского единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федер льного агентства по делам национальностей РФ Абдулгамид Булатов, представитель Всемирной Исламской Лиги Альхазами Абдулрахман Саид.

Версия для печати   |   Просмотров: 613   |   Все статьи

Мы и мир

Опрос



Главная