POLIT.KG
Информационно-аналитический портал

Встреча президентов и решения, которые народы Кыргызстана и Узбекистана ждали 25 лет!

07.09.2017 00:51 - Polit.kg
Встреча президентов и решения, которые народы Кыргызстана и Узбекистана ждали 25 лет!

5-6 сентября Бишкек принимал Президента соседнего Узбекистана. От Бишкека до Ташкента всего-то 500 километров, которые на автомобиле можно преодолеть за полдня, а уж самолетом – за полчаса. Но все годы суверенного развития бывших советских республик прошли под знаком выяснения отношений, непонимания, а порой и откровенной конфронтации. На границах то и дело вспыхивали конфликты, и нередко с человеческими жертвами. Эту встречу глав государств готовили давно и очень тщательно. Это была встреча, которую народы двух стран ждали 25 лет!

В Госрезиденции Президент Кыргызстана такими словами встречал Президента Узбекситана Шавката Мирзиёева: «Сегодняшний государственный визит Шавката Миромоновича в Кыргызстан снимет многие вопросы, и фактически этот визит открывает новую эру, новую эпоху в отношениях наших братских народов».

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев назвал день встречи – историческим днем: «Было очень много вопросов, которые за 25 лет вроде бы решались, но решались не так, как нужно было бы для двух дружеских народов. Дух нашей самаркандской встречи заложил основу наших новых взаимоотношений».

Такая высокая оценка встречи глав государств и подписания пакета документов – это не дань азиатскому красноречию, а объективная оценка и без всякого преувеличения. Президент Узбекистана привез в Бишкек целую группу бизнесменов и глав местных администраций приграничных районов и городов, заявив, что надеется, что и бизнес, и местные сообщества сами найдут общий язык и точки приложения сил, если на то будет политическая воля глав государств. На полях встречи состоялся солидный форум бизнес-сообществ двух республик, который определил направления сотрудничества и получил даже политические гарантии на неизменность курса сближения.

Нужно понимать некоторые особенности ведения бизнеса и решения всех вопросов в Узбекистане и Кыргызстане. Кыргызстан более демократичен в экономических связях, но менее разборчив и не всегда обязателен. Узбекистан же, напротив, консервативен в формах и методах ведения бизнеса, но очень щепетилен в выборе  партнеров, и только при благословении лиц, наделенных соответствующим правом со стороны власти.

 

На границе между Узбекистаном и Кыргызстаном тучи развеяны

В этих местах вообще погода всегда стоит прекрасная, пасмурных дней почти не бывает. Но теперь и в переносном смысле слова климат располагает к взаимному доверию и согласию.

5 сентября в Государственной резиденции «Ала-Арча» состоялась церемония подписания двусторонних кыргызско-узбекских документов. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев и Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписали Совместное заявление и Договор между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан о кыргызско-узбекской Государственной границе.

Президент Алмазбек Атамбаев подчеркнул, что договориться можно по любым вопросам при желании и наличии политической воли. А такая воля есть у глав братских государств. В истории двух стран было много проблем, но они разрешились. И сегодня по мнению Атамбаева, абсолютно по всем вопросам найдено взаимопонимание. Ответный визит главы Кыргызстана в Ташкент намечается на октябрь этого года. Президент КР отметил, что до его визита в Узбекистан, нужно реализовать договора, которые были подписаны сегодня. «Нужно, чтобы наши границы были максимально открыты, чтобы люди могли свободно проходить. Наши границы не должны быть границами конфликта, а должны стать воротами добрососедства, дружбы», - сказал Президент.

Уместно заметить, что после смены главы государства в Узбекистане в Кыргызстане появились надежды, что изменится и политический курс страны. Эксперты предрекали, хотя очень осторожно, что у соседей грядут большие перемены в сторону большей открытости. И на этой встрече было отмечено, что меньше чем за год работы Шавката Мирзиёева в Узбекистане произошли радикальные перемены, прогрессивные реформы в экономике и политике. Шавкат Мирзиёев кардинально улучшил отношения со всеми соседними государствами. Судя по темпам  развития Узбекистан, который является географическим центром Центральной Азии, очевидно, станет торговым, экономическим, политическим центром Центральной Азии.

 В свою очередь Шавкат Мирзиёев также подчеркнул, что сегодняшний день «мы с Алмазбеком Шаршеновичем приближали как могли».

«Алмазбек Шаршенович на встрече дал поручение соответствующим ведомствам, чтобы до нашей встречи в Ташкенте описали оставшуюся часть границы. Да осталось-то ничего, мы уже больше 80% за год описали. Я думаю, если мы постараемся, мы опишем. По узким и деликатным вопросам мы с Алмазбеком Шаршеновичем сначала обсудили вдвоем, договорились. Те вопросы, которые не решались 20 лет, мы их будем решать. Надо ради наших народов это делать», - сказал Шавкат Мирзиёев.

 

Товарооборот увеличить в 5 раз!

В числе наиболее значимых документов, подписанных в ходе этой встречи глав государств, следует назвать Совместный план мероприятий Правительства Кыргызской Республики и Правительства Республики Узбекистана по дальнейшему углублению и расширению сотрудничества между приграничными регионами 2017-2019 годы; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о научно-техническом сотрудничестве; соглашения о сотрудничестве между отдельными городами и приграничными районами.

На недавней международной конференции в Бишкеке эксперты анализировали торгово-экономические отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном и отмечали, что нынешний их уровень настолько скромен, что его практически не видно. Называлась цифра в 100 млн. долларов – это объем взаимной торговли за год. Но после смены высшего руководства в Узбекистане за короткий промежуток времени ситуация стала меняться к лучшему.

«Есть планы поднять товарооборот между странами до 500 млн долларов США. Мы также договорились об ускорении строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан и строительстве автодороги  Ош — Андижан—Кашгар», - сказал Шавкат Мирзиёев.

Он отметил, что достигнуты серьезные договоренности и по водным вопросам,  и по строительству гидроэлектростанций в Кыргызстане. «Мы готовы принимать самое активное участие, в том числе и финансовое. Мы должны взвешенно, продуманно и разумно все делать, чтобы это было выгодно обеим сторонам. А строительство Камбар-Аты нам нужно, эта станция нужна», - заявил Президент Узбекистана.

По Камбар-Атинской ГЭС это было почти сенсационное заявление Ташкента. Некоторые эксперты в Кыргызстане замораживание строительства этого крупного гидроэнергетического узла связывали не только с проблемами финансового характера или отводом земель под водохранилище, но именно с позицией Узбекистана, который не приветствовал этот проект, видя в нем опасность для ирригации своих плантаций. Появись это понимание раньше, возможно и не пришлось бы Кыргызстану расторгать с российской компанией договор о строительстве этого объекта.

Нужно отметить, что узбекская сторона проявила понимание в решении застарелой проблемы водно-энергетических отношений между странами. В советский период совместной истории размещение объектов гидроэнергетики было подчинено интересам некогда единой страны – СССР. Все решалось просто: в летний период кыргызские гидроэлектростанции работали на полную мощность, поставляя электроэнергию в Общее энергетическое кольцо Средней Азии, водохранилища срабатывали воду, чтобы напитать плантации Узбекистана живительной влагой. Зимой же узбекский газ был надежным и недорогим источником энергии для всего региона, а водохранилища накапливали воду. С развалом СССР развалились и прежние отношения в этой сфере. Узбекистан поднял цены на газ, а Кыргызстан, отключенный от Единого энергокольца, стал срабатывать воду своих водохранилищ зимой, когда была наибольшая потребность в электроэнергии, оставляя плантации хлопка на «голодном водном пайке» в летний период.  Четверть века понадобилось для того, чтобы страны поняли необходимость поиска компромисса. И впервые в этом году Кыргызстан начал продавать летом электроэнергию Узбекистану. Все прекрасно понимают, что Узбекистану больше нужна не электроэнергия, а вода, которая из кыргызских водохранилищ пойдет прямиком на узбекские поля. Конечно, этому поспособствовали и природно-климатические условия:  к примеру, Токтогульское водохранилище – самое крупное в республике – почти достигло проектного максимума в 19,5 куб. километров воды, хотя несколько лет назад едва набирало и половину этого объема. Так что добрым отношениям и бог в помощь!

И в Совместном Заявлении президентов зафиксировано, что «одним из ключевых факторов благополучия в Центральной Азии является комплексное использование водно-энергетических ресурсов с равным учетом интересов и потребностей всех государств региона. Отмечена важность открытого диалога, укрепления взаимопонимания и развития конструктивного сотрудничества, поиска взаимоприемлемых решений в этой сфере на основе взаимных разумных компромиссов.

Главы государств с удовлетворением отметили возобновление в 2017 году экспорта электроэнергии из Кыргызской Республики в Республику Узбекистан и подчеркнули заинтересованность двух стран в развитии такого сотрудничества на взаимовыгодной и долгосрочной основе».  

 

Укреплению межнациональных отношений особое внимание!

Так уж повелось, что вопросы гуманитарного сотрудничества отходят на второй план. Но в отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном, впрочем, как и в отношениях между Кыргызстаном и Россией, гуманитарные проблемы остаются в центре внимания. Почему? Потому что русская и узбекская диаспоры в Кыргызстане самые крупные и политически активные. Но если русская диаспора чувствует себя в республике достаточно уверенно, ощущая поддержку России, то этого не скажешь о диаспоре узбекской. Межнациональный конфликт в июне 2010 года на юге республики унес сотни жизней и оставил в душах людей серьезную обеспокоенность за свое будущее. В те трагические события у узбекского лидера (тогда президентом Узбекистана был Ислам Каримов) хватило мудрости не дать разрасти конфликту в более страшные формы межгосударственного противостояния. Но нанесенные раны межнациональных конфликтов зарастают медленно. Узбекское население Кыргызстана, а это порядка 1 млн человек, еще не оправилось от пережитого стресса.

Поэтому в Совместном Заявлении глав государств отмечено, что «Стороны будут и далее создавать благоприятные условия для проживающих на территории двух государств кыргызской и узбекской диаспор в деле сохранения и развития родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев, принимать все необходимые меры по обеспечению законных прав и интересов граждан одного государства, находящихся на территории другого государства». А в качестве одной из форм такого укрепления договорились в течение 2017-2018 гг.  провести Дни культуры Республики Узбекистан в Кыргызской Республике и Дни культуры Кыргызской Республики в Республике Узбекистан. Еще более конкретным шагом укрепления доверия и добрососедства стало строительство в г. Оше общеобразовательной школы, которая станет символом дружбы народов двух стран. Главы государств с удовлетворением отметили открытие авиарейса Ташкент − Иссык-Куль −Ташкент, который способствует развитию туризма и укреплению людских контактов.

 

Узбекистан за преемственность политического курса

Никому не нужны социальные потрясения, политические перевороты и всевозможные «революции». Кыргызстан, переживший две «революции», и Узбекистан, не избежавший внутренних конфликтов, знают цену политической стабильности и гражданскому миру.  Поэтому  и на этой встрече глав государств прозвучало понимание важности преемственности политического курса. Президент Узбекистана выразил уверенность, что предстоящие президентские выборы в Кыргызстане пройдут успешно.

«И кыргызский народ проголосует за преемственность, а также мир и стабильность, которые Алмазбек Шаршенович все эти годы старался укрепить», - подчеркнул Шавкат Мирзиёев.

 

Мир и благополучие в доме зависят от дружелюбия соседей

Россия не может не приветствовать установление качественно новых дружеских отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном, как своих самых близких партнеров, по самому широкому спектру межгосударственных отношений. Мир и стабильность на границах – это гарантия более надежного заслона от проникновения всякого рода экстремистов и террористов. Порядок на границах – это рост товарообмена и в целом сотрудничества между странами всего региона. Для России обеспечение безопасности южных границ весьма актуально. Поэтому укрепление взаимного сотрудничества государств Центрально Азиатского региона служит целям более масштабной экономической интеграции в рамках ЕАЭС, открывает перспективы для осуществления крупных проектов с участием российских инвесторов не только в нефтегазовой сфере, но и энергетике, строительстве гидроэлектростанций, добычи полезных ископаемых и т.д.

Главы государств отметили необходимость дальнейшего наращивания и активизации двустороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, распространением оружия массового уничтожения и другими вызовами и угрозами региональной и международной безопасности на основе двусторонних и международных договоров, участниками которых являются Кыргызская Республика и Республика Узбекистан.

Остается добавить, что реализация всех этих договоренностей будет свидетельствовать о зрелости государств и их политических институтов.

 

Аркадий Гладилов

Бишкек

Просмотров статьи: 119


Постоянный адрес статьи: http://polit.kg/conference/3/513