POLIT.KG
Информационно-аналитический портал

Конфликт, которого могло и не быть…

19.10.2017 02:10 - Polit.kg
Конфликт, которого могло и не быть…

Между двумя членами ЕАЭС – Кыргызстаном и Казахстаном – назревает серьезный конфликт. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев обвинил своего казахстанского коллегу в попытках повлиять на выборы, когда тот принял одного из кандидатов на высший пост в Кыргызской Республике. Причем, делал это неоднократно и не очень-то заботясь о дипломатических выражениях. После последовавшей ноты протеста МИДа соседней республики в кыргызстанских СМИ еще более усилилась обвинительная риторика. Как ответ на недружественные выпады главы Кыргызстана казахские пограничники усилили контроль на всех КПП, просто увеличив время досмотра автотранспорта и граждан, пересекающих границу, и повысив требования. В результате таких превентивных мер Кыргызстан оказался буквально заблокирован.

С 10 октября на всех КПП кыргызско-казахской границы из-за усиленной проверки со стороны Казахстана растет скопление грузовых машин и граждан. Сотни грузовиков сутками дежурят на

контрольно-пропускных пунктах «Ак-Тилек автодорожный» и «Акжол автодорожный» на кыргызско-казахской государственной границе. Очередь из фур растянулась на 6 км. Люди теряют не только терпение, но и здоровье. Уже зафиксирован один трагический исход – умерла на КПП гражданка Казахстана.

Глава Правительства Кыргызстана Сапар Исаков хорошо знает ситуацию на местах: на данных КПП организованы пункты обеспечения горячим питанием, скорой медицинской помощи, а также службы спасения.

Президент Алмазбек Атамбаев дал поручение Государственной пограничной службе страны совместно с другими государственными органами принять все необходимые меры для того, чтобы облегчить участь людей, оказавшихся в сложной ситуации при пересечении кыргызско-казахской государственной границы со стороны Казахстана.

Но ситуация остается по-прежнему напряженной.

Министерство экономики Кыргызстана направило письмо на имя председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна о необходимости уведомления Республики Казахстан о соблюдении положений Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и рассмотрения данного вопроса на ближайшем заседании Коллегии ЕЭК.

Министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов, комментируя обращение Кыргызстана в комиссию ЕЭК, попросил не политизировать ситуацию на казахстанско-кыргызстанской границе и заявил, что обвинения кыргызской стороны не обоснованы. По его мнению, Казахстан действует в рамках внутреннего законодательства и при этом соблюдает все обязательства ЕАЭС.

Что же получается, до 10 октября Казахстан как бы не замечал «вопиющих нарушений». Но стоило только проявить принципиальность и ужесточить контроль за прохождением грузов и граждан, как сразу же вылезли вопиющие факты всевозможных нарушений. Вот лишь некоторые факты, которые казахская сторона далее не замечать не намерена.

Проблема «серого» импорта из Китая обострилась после вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Об этом сообщают казахские СМИ со ссылкой на министра финансов РК Бахыта Султанова. Мол, из-за теневой экономики на таможнях ЕАЭС теряет $300 миллионов. «Серый» импорт из Китая в дальнейшем превращается в экспорт в страны ЕАЭС. К сожалению, в рамках ЕАЭС мы наблюдаем нарастающую проблему с момента присоединения Кыргызстана, где мы видим значительный переток импорта в эту страну в связи с более низким уровнем таможенного контроля.

Об этом говорят и цифры: если взять таможенную статистику за 2016 год, по данным кыргызской статистики импорт из Китая составил порядка $1,5 миллиарда. А по статистике КНР — $5,6 миллиарда. Расхождение — более $4 миллиардов.

Каков же «улов» пограничников? Какие нарушения фиксируются и сколько? Казахская сторона информирует о результатах проверок: «14-15 октября из 131 проверенной машины выявлено 13, следующих с грубыми нарушениями. Речь идет о превышении весогабаритных параметров, отсутствии казахстанского бланка разрешения. На них наложили штрафы в размере 285 тыс. тенге.

Наряду с этим один пассажирский автобус помещен на штрафную стоянку за отсутствием разрешения на регулярные пассажирские перевозки.

Усиленный таможенный досмотр осуществляется и в отношении товаров народного потребления. Уже досмотрено 26 транспортных средств, из них у 9 грузовиков была недостоверная декларация.

По итогам заведено одно уголовное дело, 5 - на стадии административного производства, по остальным определяется таможенная стоимость».

Да, надо признаться, что отсутствие достоверной декларации или разрешения на пассажирские перевозки – это очень серьезные нарушения. У меня, к примеру, при проверке багажа железнодорожные полицейские в Казахстане требовали разрешение на провоз ноутбука…

С 10 октября усилен ветеринарный контроль на казахско-кыргызской границе. Казахская сторона информирует: в настоящее время на 6 пограничных ветеринарных постах задействованы 32 инспектора. С началом усиления фитосанитарного контроля в пунктах контроля и назначения досмотрено 105 грузовых автомашин с подкарантинной продукцией общим весом более 692,6 тонны. Из них на границе досмотрена 81 автомашина – 521,6 тонны продукции, в пунктах назначения 24 автомашины - 172 тонны продукции. Выявлено 11 фактов нарушений.

В отношении нарушителей приняты следующие меры: по 10 фактам – груз возвращен в Кыргызстан, в том числе по двум фактам наложен штраф; по одному факту – наложен штраф; возвращено продукции весом 44 тонны, наложен штраф на сумму – 68 тыс. тенге.

На сегодняшний день в отношении пяти кыргызских молокоперерабатывающих предприятий действует запрет на поставки продукции в Казахстан, так как ранее были выявлены нарушения при инспекции предприятий и мониторинге ввозимой продукции.

Агентство Tengrinews.kz со ссылкой на Министерство информации и коммуникаций Казахстана сообщает, что из Кыргызстана везут зараженные фрукты и овощи. Мол, необходимо вновь ввести фитосанитарный контроль на границе. Так, с 10 по 17 октября было проверено 835 транспортных средств кыргызстанских перевозчиков, из которых каждое восьмое следовало с грубыми нарушениями транспортного законодательства Казахстана. В результате наложено административных штрафов на 5,6 миллиона тенге.

«С начала усиления фитосанитарного контроля досмотрено 127 грузовых автомашин. Всего выявлено 20 нарушений. Общий вес возвращенной продукции — 202 тонны. По трем фактам выявлены карантинные объекты — червец Комстока, восточная плодожорка и азиатская ягодная дрозофила», — говорится в сообщении.

А вот кыргызские аграрии считают, что гораздо больший ущерб их урожаю наносит не восточная плодожорка вместе с азиатской ягодной дрозофилой, а практика казахских государственных структур, тормозящая продвижение кыргызских товаров на рынок ЕАЭС. Высочайший профессионализм должностных и официальных лиц всевозможных проверяющих и карающих органов делает бессмысленными поставки овощей и фруктов из Кыргызстана на российский рынок. Фуры, груженные скоропортящимися дарами полей солнечного Кыргызстана, после недели простоя на границе можно сразу же отправлять на свалку. К слову, откуда берется азиатская ягодная дрозофила? Как утверждают специалисты, многих представителей семейства Drosophilidae отчасти можно считать синантропными насекомыми, поскольку их развитие протекает в гниющих и забродивших пищевых продуктах. Таким образом фуры с овощами и фруктами уже после двух дней простоя под палящим кыргызским солнцем (в эти дни температура днем на солнце достигает 30 и более градусов) являются прекрасной средой для появления дрозофил…

Сегодня фрукты и овощи в Кыргызстане практически ничего не стоят. Аграрии, вырастившие хорошие урожаи, терпят колоссальные убытки. Оптовики прекратили закупать овощи и фрукты. Предприятий по переработке агропродукции в Кыргызстане мало, и они не в силах переработать даже малую часть выращенного урожая.

Блокада Кыргызстана со стороны северного соседа преследует, возможно, благородные цели: дабы не допустить проникновения в страну террористов и экстремистов, оградить страны ЕАЭС от «серого» импорта и недоброкачественных товаров, выявить другие нарушения высосанных из пальца требований и норм. Но результат может получиться противоположный: разорившиеся фермеры и замордованные транспортники – прекрасная социальная среда (по аналогии с той же дрозофилой) для формирования протестных настроений, пополнения и укрепления тех самых

экстремистских течений, от которых пытается огородить себя Казахстан. Только колючая проволока вдоль границы, даже в два ряда – в современных условиях ненадежная защита от всевозможных нежелательных элементов. А бедный сосед опаснее богатого противника.

Аркадий Гладилов

Просмотров статьи: 124


Постоянный адрес статьи: http://polit.kg/conference/3/517