POLIT.KG
Информационно-аналитический портал

Может ли мигрант стать инвестором?

21.03.2018 21:18 - Polit.kg
Может ли мигрант стать инвестором?

Или почему трудовые мигранты не вкладывают деньги в отечественную экономику?

20 марта в Бишкеке прошел Круглый стол, организованный  Клубом региональных экспертов КР «Пикир» в партнерстве с Аппаратом Президента Кыргызстана и Аппаратом Правительства республики, на котором обсудили тему: «Привлечение российских инвестиций и инвестиций кыргызстанских бизнесменов, проживающих в России, в экономическое развитие регионов Кыргызстана»

За 26 лет независимости из Кыргызстана за рубеж на постоянное место жительства выбыло более полумиллиона человек. В трудовой миграции на сегодняшний день только по официальным данным находятся свыше 700 тысяч кыргызстанцев. Подавляющее большинство из них работают на территории государств ЕАЭС, в частности в Российской Федерации и в Казахстане.

Стоит отметить, что на сегодня экспорт труда является одним из самых эффективных средств поддержания экономики Кыргызстана, учитывая, что денежные переводы трудящихся за пределами страны граждан составляют около двух миллиардов долларов в год или свыше 30-ти процентов ВВП страны. В этой связи Президентом республики Сооронбаем Жээнбековым было озвучено предложение – привлекать средства мигрантов в качестве инвестиций в экономику страны.

В рамках круглого стола, прошедшего в Бишкеке, эксперты и представители государственных структур обсудили инициативу Президента КР. Так же во время дискуссии рассматривались возможные пути реализации инициативы и механизмы экономического стимулирования, нацеленного на привлечение денежных средств трудовых мигрантов и бывших граждан Кыргызстана, выехавших на постоянное место жительства в Россию и другие страны ЕАЭС.

- Потоки миграции растут. Что касается финансовой стороны, то на деньги трудовых мигрантов сегодня живут не только отдельные семьи, речь идет о регионах, которые за счет переводов получают свое социально-экономическое развитие, потому что деньги тратятся в сферу услуг, в сферу торговли. Как мы видим по Ошу и Бишкеку, растет количество компаний по продаже авиабилетов, железнодорожных и автобусных билетов, что, по сути, является инвестициями в транспортную инфраструктуру. Мигранты вкладывают деньги в образование и во многие другие направления.  Т.е. миграционные процессы повлекли за собой развитие целых отраслей экономики. Поэтому, я думаю, не случайно президент республики Сооронбай Жээнбеков акцентировал внимание на том, что трудовые мигранты сегодня, по сути дела, являются инвесторами в социальный сектор. В этой связи глава государства обозначил задачу – сотрудничество с нашими диаспорами за рубежом превращать в инвестиционный фактор, - отметил, открывая дискуссию,  сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

Продолжая тему, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир»заслуженный экономист КР Джумакадыр Акенеев рассказал, что есть случаи, когда кыргызстанцы, преуспевшие в бизнесе в России, вкладывают средства в различные, как социальные, так и экономические российские проекты.  

- В России имеются примеры успешной реализации бизнес-проектов нашими соотечественниками. Так, во Владивостоке открыт и успешно функционирует крупный логистический центр, одним из учредителей которого является и наш гражданин. Кроме того, диаспоры финансируют строительство школ и спортивных комплексов, опять же в России. Так что, мы вполне можем говорить об инвестиционных возможностях кыргызстанцев, живущих и работающих за пределами республики. Но для того, чтобы привлечь их в Кыргызстан, правительству КР необходимо провести работу по предоставлению государственных гарантий по использованию их денежных средств, а также по обеспечению на законодательной основе льготных преференций для бизнесменов – выходцев из Кыргызстана, - подчеркнул эксперт.

Говоря об экономическом эффекте денежных переводов трудовых мигрантов из России, он отметил, что за два года они перечисляют в страну сумму, равную внешнему долгу Кыргызстана.

О влиянии переводов на экономику республики говорил и заместитель министра экономики КР Данияр Иманалиев. Чиновник подчеркнул, что порядка 98-ми процентов переводов приходятся на Российскую Федерацию. Так, по его словам, за прошлый год денежные переводы мигрантов из России составили около 35-ти процентов от ВВП Кыргызстана и превысили объем поступления прямых российских инвестиций более чем в 10 раз.

Возвращаясь к инициативе президента Данияр Иманалиев сообщил, что министерство экономики разработало ряд механизмов для привлечения денежных средств трудовых мигрантов. Среди них – создание специального инвестиционного фонда, выпуск жилищных сертификатов и др. Между тем, чиновник признал, что для их успешного использования пока нет подходящих условий, обозначив основные препятствия. 

- Во-первых, в большинстве случаев денежные переводы мигрантов носят потребительский характер и направлены на поддержание семей. Во-вторых, собрать в один денежный поток все переводимые мигрантами средства практически не возможно.  Кроме того, мы видим, что полностью отсутствует доверие трудовых мигрантов к инвестиционным фондам, частным строительным компаниям и т.д. И что немало важно,  как показывает практика, в той же России у них больше перспектив для развития собственного бизнеса, чем в Кыргызстане, - сообщил чиновник.  

Но решение у этих проблем, по словам Данияра Иманалиева, все же имеется. Необходимо принять новые нормативно- правовые акты, улучшить условия ведения малого и среднего бизнеса, упростить налоговое законодательство, а также разрешительную и лицензионную систему. И первые шаги в этом направлении правительством уже делаются.

- В настоящее время Правительством КР реализуется регулятивная реформа, направленная на выявление барьеров, мешающих ведению бизнеса в КР. Полномасштабная инвентаризация законодательства, касающегося ведения бизнеса, направлена на исключение противоречий, дублирований и прочих коллизий, в том числе возможностей для коррупционных схем, - заверил замминистра экономики.

Он также сообщил, что правительством выделены три основные сферы, привлекательные для инвестирования. Это формирование инфраструктуры в регионах, прежде всего связанной с развитием сельскохозяйственного производства, легкая промышленность, а также туризм.

Упростить процедуру входа инвесторов и обеспечить условия для реализации инвестиционных проектов  взяло на себя  Агентство по привлечению инвестиций и экспорта при Правительстве КР. Об этом в своем выступлении рассказал заместитель директора ведомства  Шумкарбек Адылбек уулу. Он также подчеркнул необходимость повышать финансовую грамотность потенциальных инвесторов из среды трудовых мигрантов.

- Мы должны понимать, что не всегда мигранты, сумевшие заработать определенный капитал за рубежом, имеют опыт и знания в сфере инвестиций, поэтому мы проводим анализ и формируем рекомендации, в какие отрасли могут вложиться инвесторы, чтобы вложения были гарантированно возвратными и давали доход, - рассказал чиновник. 

В свою очередь заведующий отделом миграционной политики Государственной службы по миграции при Правительстве КР Майрамбек Бейшенов, подчеркнул, что Кыргызстан стоит вторым после Таджикистана в списке самых зависимых от денежных переводов стран в мире. К таким выводам на основании своих исследований пришел Всемирный Банк. Чиновник также привел статистику, на что в основном расходуются средства, переводимые мигрантами. Большая их часть тратится на продукты питания, улучшение жилищных условий, образование, и только 3 процента от общей суммы приходятся на инвестиции и бизнес.   

- Необходимо провести тщательное исследование и определить отрасли экономики для инвестирования. Это может быть, например,  строительство многоэтажного жилья в малых и средних городах, также важно изучить возможности выпуска специальных облигаций, жилищных сертификатов и т.д. И уже на основе итогов исследования выработать комплекс мер, - отметил Майрамбек Бейшенов.

По словам эксперта аппарата Президента КР Айнуры Уметовой, концепция по привлечению инвестиций со стороны мигрантов должна разрабатываться на основании тщательного анализа, которым и занимается сегодня аппарат главы государства.

- Миграционные процессы в целом, и программа по привлечению средств мигрантов для развития экономики республики должны встраиваться в национальную стратегию развития Кыргызстана, поэтому очень важно взвешенно подойти к разработке стратегии. На основании уже проведенных исследований понятно, что основная работа должна вестись с диаспорами наших соотечественников в той же России, но прежде, чем предлагать им какие-то проекты, нужно оценить их эффективность и отработать законодательную систему,  - отметила эксперт.

В рамках круглого стола было отмечено, что на сегодня экспорт труда является одним из самых эффективных средств поддержания экономики Кыргызстана.

- Любой трудовой мигрант, перечисляющий деньги в свою страну, уже по умолчанию является инвестором ее экономики. Поэтому мы не должны говорить о том, как привлечь средства мигрантов в качестве инвестиций, мы должны говорить о том, как увеличить их эффективность, - отметил председатель комитета ТПП КР, экономист Кубат Рахимов.

Комментируя инициативу президента КР Сооронбая Жээнбекова по привлечению средств мигрантов в экономические проекты Кыргызстана, эксперт отметил, что для ее реализации необходимы определенные условия. 

- Не надо думать, что завтра сто тысяч более или менее успешных  мигрантов «возьмут под козырек» и начнут вкладывать в экономику КР. Этого не будет. Все должно происходить естественным путем, когда правительство начнет заниматься реальной экономикой и создаст привлекательные инвестиционные условия, люди сами начнут инвестировать, - уверен Кубат Рахимов.

При этом эксперт подчеркнул, что немаловажным является и вопрос о том, насколько эффективно потенциал денежных переводов мигрантов Кыргызстана может быть использован в инвестиционных целях. Во многом это будет зависеть от способности банковской системы предоставить надежные инструменты для привлечения денег граждан в финансово-кредитную систему и их аккумулирования для инвестиционных целей. 

- Говорить об эффективности использования денег мигрантов следует  в контексте поддержки стабильности финансовой системы, чтобы они могли размещать свои заработанные средства в России, например, но чтобы эти депозиты работали в Кыргызстане. Тогда этот банк или эти банки, которые аккумулируют деньги мигрантов, смогут выходить на какие-то инвестиционные проекты, объединив ручейки этих вкладов. При этом финансовые или кредитные учреждения должны давать стопроцентные гарантии своему вкладчику – трудовому мигранту, и делать его вовлеченным в этом процесс, т.е. совладельцем. Если мы хотим привлечь деньги мигрантов, мы должны сформировать рынок инвестиционных ценных бумаг, и тогда начнется движение. Давайте общий инвестиционный фон создадим, а люди сами сделают все остальное. Не надо решать за людей, - подчеркнул эксперт.

Необходимость эффективных реформ в социальной, экономической, финансовой и других сферах государства в вопросе привлечения прямых инвестиций в экономику Кыргызстана, в своем выступлении подчеркнул исполнительный директор «Экономической палаты КР» Геннадий Карабанов.

- Лишь когда появится мощная программа развития, будет осуществляться контроль ее исполнения и отсечение коррупционных проявлений, постепенно негативный имидж, сложившийся в прошлые годы, сменится положительным, и у инвесторов появится реальная мотивация вкладывать средства в Кыргызстан. Возможности привлечения инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения притока иностранных инвестиций. И здесь нам стоит обратить внимание на успешный опыт Узбекистана и Китая, где сложились эффективные способы стимулирования инвесторов, - отметил Геннадий Карабанов.

Возвращаясь к вопросу о трудовой миграции, кандидат исторических наук, доцент Академии госуправления при Президенте КР Вячеслав Хамисов отметил, что в Кыргызстане никто реально не занимается вопросами структурирования и контроля миграционных потоков, а также денежного оборота средств, зарабатываемых мигрантами. При этом, он подчеркнул необходимость капитализации этих средств.

- Мы в последнее время очень часто тиражируем миф о том, что ежегодные денежные переводы – это невероятное благо, сотворенное мигрантами. Но если общую сумму денежных средств, перечисляемых трудовыми мигрантами, т.е. 2 миллиарда долларов, разделить на общее их количество – на 700 тысяч человек, то получится, что на каждого мигранта приходится в среднем 344 доллара в год. А это очень маленькие деньги, поэтому сейчас актуальной является задача капитализации средств, которая позволит обеспечить эффективность их использования, - добавил эксперт.

Между тем, политический обозреватель Аркадий Гладилов уверен, что официальные данные о количестве мигрантов и о суммах их переводов  значительно отличаются от реальных.

 - Я уверен, что реальные объемы переводов денежных средств в разы превышают озвучиваемую сумму в два миллиарда долларов. Причина этого кроется в том, что правительство Кыргызстана до сих пор ничего реального для мигрантов не сделало, нет даже адекватной миграционной политики. Хуже того, наша банковская система делает все для того, чтобы загнать денежные потоки  мигрантов в нелегальное русло. Так называемая борьба с финансированием терроризма и отмыванием денег у нас приняла уродливые формы. Банки отказываются зачислять деньги на ваш банковский счет или платежную карту, если вы не предоставите договор с работодателем. Но в России каков процент легального трудоустройства мигрантов? Десятки, если не сотни тысяч наших соотечественников работают по серым схемам. И деньги в Кыргызстан поступают по таким же серым схемам и неофициальным каналам. Поэтому я считаю, что теневая сторона тех же денежных переводов не уступает официальной. А это значит, что государство не только не дополучает доход в виде налогов, но и не может говорить о прозрачности. Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть на потребительский рынок и сопоставить доходы людей с их расходами, - подчеркнул аналитик в своем выступлении. 

Стоит отметить, что данные предположения эксперта представители официальных структур не подтвердили, но и не опровергли.

Организатором круглого стола выступил Клуб региональных экспертов КР «Пикир» в партнерстве с Аппаратом Президента Кыргызстана и Аппаратом Правительства республики.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»

Просмотров статьи: 112


Постоянный адрес статьи: http://polit.kg/conference/1/524