POLIT.KG
Информационно-аналитический портал

Президент Сооронбай Жээнбеков: Развитие регионов - приоритетное направление в моей президентской деятельности

24.01.2018 23:56 - Polit.kg
Президент Сооронбай Жээнбеков: Развитие регионов - приоритетное направление в моей президентской деятельности

23 января под председательством Президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова прошло первое заседание Рабочей группы по совершенствованию законодательства о местных государственных администрациях и местном самоуправлении, созданной в рамках Указа Президента Кыргызской Республики "Об объявлении 2018 года Годом развития регионов".

Полный текст выступления Главы государства:

«Уважаемые члены Рабочей группы!

Уважаемые участники заседания!

Для развития страны, в первую очередь, нужно развивать регионы. Это – мое глубокое убеждение. Я долгое время проработал руководителем в сельской местности. Был губернатором. Как Премьер–министр страны, затем в качестве кандидата в Президенты побывал во всех уголках Кыргызстана. Выслушал требования народа. Лично ознакомился с насущными проблемами на местах.

Поэтому подписал Указ «Об объявлении 2018 года Годом развития регионов».

Почему необходимо обращать особое внимание на регионы? Хотел бы сказать пару слов о причинах, побудивших издать данный Указ.

Долгие годы сохраняется дисбаланс в развитии регионов. И если мы не изменим политику их развития, разница между ними будет только усугубляться. В настоящее время экономическое развитие страны зависит только от одного-двух регионов. Зона развития сосредоточена лишь вокруг Бишкека. Не сформировался каркас опорных городов, способных обеспечивать стабильное развитие всей страны.

Два основных экономических инструмента государства – налогово-бюджетная политика  и денежно-кредитная политика не смогли напрямую повлиять на развитие территорий.

Доходы государственного бюджета, в основном, формируются в двух-трех городах. Усилилась зависимость местных бюджетов от центра. Есть случаи, когда объем собранных доходов в некоторых селах меньше даже трансфертов, поступающих от центра.

Денежно-кредитная политика не приспособлена к развитию регионов. На местах нет ни одного самостоятельного банка. Экономическая политика придерживается только отраслевого принципа, и не учитывает специфику регионов.

При сравнении также обнаруживается огромная разница между регионами. Налицо дисбаланс между ними. Одни развиваются, другие остаются без внимания. Так как, кто сильнее, тот и перетягивает на себя и бюджетные, и грантовые, и кредитные средства. Что скрывать, поток капитала направляется в те районы, откуда больше выходцев – чиновников и депутатов. Усилилось региональное лобби. А другие регионы остаются ни с чем. Нарушен баланс развития.

Поэтому сохраняется серьезная региональная разница в социально-экономическом развитии, доходах населения и уровне бедности.

Разница в развитии регионов приводит к тому, что трудоспособное население отстающих регионов переселяется в более благополучные районы. Потребность в рабочих ресурсах в регионах в разы ниже, чем в Бишкеке или Чуйской области. На сегодняшний день город Бишкек и Чуйская область превратились в зону, куда из регионов прибывает непрерывный поток  мигрантов.

Отток населения приводит к нехватке квалифицированных рабочих ресурсов на местах и способствует уменьшению потенциала регионов.

Уже не годится полагаться на то, что сам рынок устранит все эти проблемы. Если раньше мы думали, что нет необходимости во вмешательстве государства в этот процесс, то сегодня надо кардинально изменить ситуацию. Для того, чтобы обеспечения единой государственной политики и системного подхода к развитию регионов необходимо принять серьезные решения, в том числе – законодательного характера.

Поэтому члены Рабочей группы должны обратить внимание на следующие вопросы:

Первое. Необходимо преодолеть существующий субъективный подход к распределению бюджетной, кредитной и грантовой помощи, приводящий к дисбалансу в развитии регионов. Обновление критериев и стандартов территориального планирования позволит учесть плотность населения, географические особенности каждого села, района, области.  К этой работе надо привлечь не только министерство финансов, но и другие министерства и ведомства, местные органы власти. В них должны быть учтены потребности населения регионов для полноценной жизнедеятельности, включая доступ к образовательным, оздоровительным, развивающим,  спортивным и культурно-развлекательным услугам.

Второе: Кредитная политика должна проводиться правильно, с учетом потребностей регионов.

Национальному банку необходимо в денежно-кредитную политику внести новые элементы, направленные на развитие регионов.

На сегодняшний день льготные кредиты по заниженным ставкам, средства Российско-Кыргызского Фонда развития распределяются без определенного плана и системы. Некоторые регионы развиваются, некоторые  остаются без внимания. Поэтому бюджетные и инвестиционные средства должны распределяться равномерно, в соответствии с интересами и спецификой каждого региона. Об этом должны помнить руководители Айылбанка, Гарантийного фонда  и РСК-банка.

Третье: Вопрос сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной в регионах. Необходимо оживить строительство перерабатывающих предприятий в регионах, специализированных на переработке сельхозпродукции.  Например, когда я работал в правительстве, мы открыли филиалы молочного завода “Умут” в Таласской и Ошской областях. В результате там заметно повысилась закупочная цена на молоко и у населения и фермеров появился стимул к увеличению производства молочной продукции. Необходимо реализовать такие же проекты и в других регионах. Это повысит потенциал внутреннего рынка.

Четвертое. Для повышения экспортного потенциала региона следует обращать особое внимание на перерабатывающую отрасль. 

Каждая область должна иметь собственный бренд. Мы много говорим о переработке мяса в Нарынской области, о переработке урюка в Баткенской области, но до сих пор нет реального производства. А ведь специализация регионов именно в это и упирается. На самом деле народу приходится самому находить выход из положения. В чем заключается наша недоработка? В том, что оказываемая поддержка фермерам и крестьянам – неэффективна. Отсутствует государственный маркетинг и эффективное управление.

Я дал поручение Кыргызско-Российскому фонду развития, Гарантийному фонду, Айыл банку. Они должны отдавать приоритет проектам, направленным на открытие производства в сельской местности. Народ прекрасно понимает причины этого. Вот мы вступили в ЕврАзЭС, открыта граница с Узбекистаном. Значит, усилится и конкуренция. Чтобы быть конкурентоспособными, нам нужно оказать существенную поддержку сельскому хозяйству, перерабатывающей отрасли, фермерским хозяйствам. 

Пятое. Мне хорошо известны возможности и потребности регионов. Во время встреч с населением, в основном, озвучиваются одинаковые проблемы – недостаток чистой питьевой воды, неразвитая ирригационная система, нехватка социальных объектов – школ, больниц, детских садов, плохие дороги, некачественное предоставление услуг и др.

Обеспечение населения чистой питьевой водой и санитария – одни из важнейших вопросов в Кыргызстане.

Из-за этой проблемы местное население вынуждено использовать для питья воду из разных источников и, как следствие, их организм подвергается опасности заражения различными болезнями. 

Поэтому, будучи Премьер-министром, я добивался разработки и принятия концепции развития регионов,  программ обеспечения населения чистой питьевой водой и развития ирригационных систем.

Местное население и местные власти хорошо знают, где, когда и какой производственный объект следует построить для развития региона. Поэтому для реализации концепции развития регионов необходимо в тесном контакте работать с местными представителями.

Одна из целей Указа “Об объявлении 2018 года Годом развития регионов” – успешная реализация этих программ. Я ожидаю новых действенных предложений от Рабочей группы и по вопросам их реализации.

Шестое. Необходимо пересмотреть систему государственного управления и местного самоуправления на региональном и местном уровнях.

В настоящее время и у районной государственной администрации, и у органов местного самоуправления ограниченные возможности. Надо дать им больше полномочий.  Но и спрос с них должен быть строже. Только тогда можно будет говорить о реальной ответственности.

Сейчас при возникновении любых проблем, скажем, если нет света, нет питьевой воды или дороги плохие – народ обращается за помощью к Президенту. Такие проблемы локального характера должны решаться на местном уровне – их должны решать акимы, главы айыл окмоту. И у местной власти должен быть финансовый, материально-технический потенциал для их решения.

Поэтому местным государственным администрациям и органам местного самоуправления необходимо проанализировать соответствующие законы и внести предложения по их совершенствованию. Есть моменты, когда принятые законы не только полноценно не работают, но и, наоборот, создают препоны для работы.

Бесспорно, что только сильная районная власть способна стать опорной точкой роста, реальной силой для развития регионов.

Мы только путем усиления влияния районной государственной власти, путем делегирования ей соответствующих полномочий сможем вывести регионы на устойчивый путь развития.

Усиление полномочий и потенциала местных государственных администраций, укрепление эффективного взаимодействия государства с местными органами самоуправления укрепит территориальное управление по горизонтали, сократит бюрократию и повысит доверие к власти со стороны местного сообщества.

Необходимо территориальные отделы некоторых министерств и ведомств перевести на баланс акимов и, тем самым, усилить роль местной государственной администрации.

Поэтому я поручаю Рабочей группе разработать конкретные предложения по внесению изменений в законы и другие нормативно-правовые акты в целях существенного усиления роли и ответственности местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Седьмое. Хотел бы отдельно остановиться еще на одном вопросе относительно местного самоуправления. В последнее время было немало случаев, когда местные кенеши продемонстрировали свою неспособность и беспомощность в вопросе избрания глав айыл окмоту или мэров городов. Даже были случаи, когда никак не могли избрать председателя местного кенеша! Отсюда вытекает необходимость роспуска местного кенеша и проведения новых выборов. А это, в свою очередь, упирается в необходимость привлечения дополнительных средств, времени и ресурсов. Откровенно говоря, выбор руководителей местной исполнительной власти превращается в игры, которые наносят урон деятельности государства. Если депутаты местных кенешей неспособны решать вопросы местного уровня, возникнет необходимость введения прямого государственного управления на период полномочий данного неспособного кенеша путем назначения государственного полномочного представителя для урегулирования подобной ситуации.

Возможность введения прямого государственного управления предусмотрена в законодательстве, но до сих пор ни разу не была применена. Видимо, настало время для использования данного инструмента управления.

Уважаемые члены рабочей группы!

Реализуя вышеперечисленные цели, мы сумеем улучшить условия жизни в сельской местности, на местах создадим рабочие места, уменьшим поток миграции.

Развитие никогда не бывает естественным процессом. Оно никогда не происходит стихийно, только благодаря силе законов рынка. Для развития регионов необходимы усилия, финансовые средства, твердая воля государства. Субъектом развития должно стать государство. Невозможно добиться успешного развития только за один год. В этом году будет дан мощный импульс, а в последующий период усилия в данном направлении будут продолжены.

В 2018 году необходимо создать прочную основу для кардинального изменения политики поддержки регионов и их социально-экономического развития, а также принять долгосрочные программы по каждому региону.

Работа в рамках Указа по развитию регионов будет проводиться не один год - это приоритетное направление на протяжении всего моего президентского срока».

Отдел информационной политики Аппарата Президента Кыргызской Республики

 

РЕПЛИКА POLIT.KG

Президент Жээнбеков  обозначил основные моменты в развитии регионов, но практические решения должны разработать Рабочая группа совместно с местными органами власти. Нужно надеяться, что это будут не просто требования перераспределения финансовых ресурсов от центра в регионы, но прозвучат предложения по самому широкому спектру региональных проблем.

Простое перераспределение ресурсов создаст лишь видимость поднятия регионов. Уже на этапе создания комплексных программ развития каждого региона непременно возникнут трудности, связанные с отсутствием специалистов, высокопрофессиональных кадров по самым актуальным направлениям. Отсюда вытекает необходимость в максимальном привлечении специалистов из центра, из ближнего зарубежья.

Нынче ни указами, ни постановлениями не заставишь  бизнес работать себе в убыток во имя развития того или иного региона, да и в целом республики. И банки не будут субсидировать проекты, которые обещают что-то неопределенное в далеком будущем. И средства Российско-Кыргызского Фонда развития будут выделяться на тех же условиях, что и сейчас. Сегодня даже в Чуйской области и в столице республики многие предприятия остро нуждаются в оборотных средствах, но не желают брать кредиты под коммерческие проценты, даже имея залоговое имущество. Как заставить коммерческие банки давать беззалоговые кредиты? Вряд ли поможет Гарантийный фонд – у страны просто не хватит финансовых резервов для покрытия потерь, которые просто неизбежны при реализации рискованных проектов.

Уповать на инвестиции извне непродуктивно: регионы малопривлекательны для иностранного капитала. Опять все упирается в слабую инфраструктуру, нередко в неоправданно высокие социальные требования местного населения. Если даже отечественный капитал не идет в регионы, можно ли требовать оного от иностранного инвестора. Выходит, все упирается в незащищенность капиталов. Без государственных гарантий невозможно привлекать инвесторов. Но об этом Президент пока не говорит, понимая всю сложность данного вопроса.

Стратегия на поднятие регионов может не самым лучшим образом отразиться на экономике республики. Скромные возможности для преодоления кризисных явлений в экономике, как следует из мировой практики, целесообразнее концентрировать на отдельных отраслях или даже узких направлениях (например, автомобилестроение, электроника, легкая промышленность и т.д.), а не распылять по отсталым регионам в надежде, что они  вытянут страну на более высокую ступень развития. Но у Президента Кыргызстана иного пути нет: он обязан выполнять свои предвыборные обещания, данные как раз регионам, которые и обеспечили его победу на выборах.

Никто не спорит: необходимо развивать и в социальном плане укреплять регионы, создавать реальные льготные условия для размещения там предприятий, гарантировать неизменность фискального бремени для них, сведя последнее к минимуму. Прав Президент и в оценке системы местного самоуправления, которое нередко доходит то до самоуправства, то до полной беспомощности. В таких случаях полезно "власть употребить».  

И последнее – о сроках. Вряд ли за текущий 2018 год можно будет решить хотя бы часть вышеобозначенных проблем. И даже тот минимум, который назвал глава государства, - создание предприятий по переработке сельхозпродукции – будет в лучшем случае лишь началом для коренных преобразований региональной экономики страны.

 

Просмотров статьи: 902


Постоянный адрес статьи: http://polit.kg/newskg/941