У Кыргызстана появится Концепция национальной политики

Депутатом Жогорку Кенеша, членом фракции «Ата-Журт» Н.Нарматовой была инициирована разработка проекта Государственной Концепции национальной политики Кыргызской Республики по сохранению государственности, суверенитета и территориальной целостности, национального единства и консолидации общества, формирование, управление межэтническими и межконфессиональными  процессами. В связи с этим 15 января 2011-года была создана рабочая группа состоящая из государственных, общественных деятелей, ученых, юристов, историков, языковедов, деятелей культуры и  других специалистов.

Фракция «Ата-Журт»,  рассмотрев на своем заседании 30 марта 2011 года доработанный проект Концепции, полностью поддержала и приняла решение вынести его на обсуждение других фракций Жогорку Кенеша и общественности республики.

Депутат Жогорку Кенеша, инициатор разработки данной Концепции Надира Нарматова —  о   его целях и содержании данной концепции.

 

Чем вызвана необходимость разработки данной Концепции?

В Кыргызстане этническая сфера обладает огромным потенциалом, который до сих пор используется недостаточно. Идея этнического развития состоит в том, что многообразие является для Кыргызстана не источником напряженности, а одним из важнейших ресурсов как социального, так и экономического развития. У подавляющего большинства жителей страны, принадлежащих к разным этническим группам, существует понимание того, что весь народ республики стоит перед необходимостью совместного решения общих государственных проблем и  их искренним желанием не допускать конфликты на межнациональной  почве. Во внимание приняты рекомендации Национальной комиссии по расследованию июньских событий 2010 года о необходимости разработки и принятия документа по этнической политике. 

Необходимость разработки и принятия государственной Концепции национальной политики Кыргызской Республики вызвана следующими обстоятельствами.

Во-первых. Для Кыргызстана, являющегося  полиэтническим обществом, формирование и укрепление национального единства является одним из основных условий:

· обеспечения стабильности,безопасности;

· укрепления государственности, суверенитета, территориальной целости,

· реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития;

Во-вторых. Этнические сообщество Кыргызстана имеет многовековой опыт совместного проживания и ведения хозяйственной деятельности, согласования интересов, противостояния внешним и внутренним угрозам. Духовные ценности, материальное и нематериальное культурное наследие, традиции и обычаи всех народов проживающих в нашей стране стали источником взаимообогащения и взаимопроникновения. Этот опыт необходимо активно использовать и дальше развивать.

В-третьих. В нынешних условиях развития Кыргызстана основными причинами напряжения в межнациональных отношениях является отсутствие четкой национальной политики регулирующей этнические процессы, активизацией сил готовых разыгрывать этническую карту в своих интересах и стремящихся их политизировать.

Необходимо отметить, что при разработке Концепции принят во внимание опыт регулирования межэтнических и межконфессиональных процессов на постсоветском пространстве, других зарубежных странах.

Концепция национальной политики принята в 1996 году в Российской Федерации. В Республике Молдова принята в 2003 году. В Казахстане аналогичный документ прошел обсуждение и находится на этапе принятия решения. В других странах СНГ в силу своих особенностей и значимости этого вопроса для этой страны они нашли отражения в Конституциях, законах и других нормативных актах.

Как показывает опыт постсоветских государств, имеющих схожесть государственно-правовых, политических, экономических и социальных проблем, где достигнуто регулирование национального вопроса исходя из особенностей страны в правовом поле, они не доводятся до критической фазы решения проблемы. В самом начальном периоде суверенизации они законодательно дали определения  понятиям субъектов этнической структуры, их статуса и конкретизировали механизм функционирования государственного языка в управлении страной, конституционном строительстве, в образовании, культуре, СМИ и других сферах.

Концепция основывается на положениях Конституции Кыргызской Республики, нормах государственногозаконодательства и международного права, касающихся прав человека и прав лиц, принадлежащих к этническим и языковым сообществам.

В основу национальной политики положены следующие принципы:

· признание приоритета прав человека;

· свободное развитие каждой этнической общности в рамках демократических процессов, Конституции и законов Кыргызстана;

· запрещение деятельности, направленной на подрыв государственности, территориальной целостности, сохранение суверенитета, национальной безопасности, раскол единства народа Кыргызстана;

· право каждого гражданина определять и указывать свою этническую принадлежность без всякого принуждения, получать образование и информацию на родном языке, свободу исповедания религии;

· бережное отношение культурно-историческому наследию и национальному достоянию народа Кыргызстана;

· защита достоинства и чести личности, независимо от этнической принадлежности;

·понимание того, что народ Кыргызстана — это органическое единство кыргызов и всех других этносов, проживающих в Кыргызской Республики, которые являются субъектами межэтнических процессов;

· обеспечение государством защиты прав и интересов кыргызских диаспор за пределами Кыргызской Республики,  поддержка в сохранении и развитии кыргызского языка, культуры, национальных традиций.

 

Какие цели поставлены в Концепции?

Основными целями национальной политики являются:

· обеспечение единства народа как основного духовного и материального богатства Кыргызстана;

· формирование цивилизованных форм межэтнического общения;

· объединение всего общества для продвижения национальных интересов в различных сферах внутренней и внешней политики;

· целенаправленное развитие кыргызской нации как интегрирующего и консолидирующего ядра кыргызского общества;

· обеспечение поддержки и мотивации широкого применения государственного языка народом Кыргызстана во всех сферах государственной и общественной жизни страны;

· применение мирных способов разрешения конфликтных ситуаций;

· совершенствование механизма управления этническими процессами в стране, подкрепленные необходимой законодательной базой, правительственными программами и проектами,

· содействие развитию диалога, сотрудничества между традиционными религиями Кыргызстана и государством,

 

На какие сферы деятельности обращено особое внимание в Концепции?

Концепция определяет конкретные задачи в различных сферах межнациональной и межконфессиональной политике и в частности:

· государственного языка;

· образования,

· культуре и воспитании;

· традиционных конфессий;

· средств массовой информации;

· миграции.

                

Какие этнические субъекты вступают во взаимоотношения в Концепции?

Базовым элементом национальной политики выступает кыргызская нация, являющаяся интегрирующим и консолидирующим ядром кыргызского общества. Это налагает на нее не только право, но самое главное ответственность и обязательство перед другими этносами. В Концепции вводятся понятия титульная (государствообразующая) нация и этнические меньшинства. Такой подход в определении субъектности в межэтнических отношениях соответствует международным нормам и практике.

 

Каков будет механизм  реализации Концепции?

Концепция излагает общие, принципиальные подходы к разрешению назревших проблем в сфере национальной политики. Она является базовым документом для органов государственной власти и органов местного самоуправления  при проведении социально-экономической и культурной  политики в области развития и укрепления  независимости и суверенитета страны, консолидации народа Кыргызстана.

Механизм реализации идей Концепции заложен в предлагаемых трех законопроектах («Об этнических меньшинствах Кыргызской Республики», «Об этнокультурных объединениях Кыргызской Республики», «О традиционных религиях Кыргызской Республике»). Вносятся предложения по внесению дополнений и изменений в 8 законов, 3 Кодекса. Кроме этого подготавливаются 2 Национальные программы и другие нормативные акты.

В скором времени, после дополнительных консультаций с видными учеными специалистами, государственными деятелями и опытными юристами данная Концепция будет предложена к широкому общественному обсуждению через средства массовой информации.   

 

Читайте также: